Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕРМОЛА́ЕВА ВЕРА МИХАЙЛОВНА

Авторы: А. М. Муратов

ЕРМОЛА́ЕВА Ве­ра Ми­хай­лов­на [2.11.1893, Пет­ровск Са­ра­тов­ской губ. – 26.9.1937, ла­герь близ Ка­ра­ган­ды, или 1938, ост­ров в Араль­ском м. (?)], рос. гра­фик, жи­во­пи­сец. Учи­лась в пе­терб. Шко­ле жи­во­пи­си, ри­со­ва­ния и скульп­ту­ры М. Д. Берн­штей­на и Л. В. Шер­ву­да (1911–14). Окон­чи­ла Ар­хео­ло­гич. ин-т в Пет­ро­гра­де (1917). Чл. объ­е­ди­не­ний «Сво­бо­да ис­кус­ст­ву», «Ис­кус­ст­во, Ре­во­лю­ция», «На ре­во­лю­цию» (все 1917), «Уно­вис» (с 1919) и др. В 1918 ор­га­ни­зо­ва­ла ху­дож. ар­тель «Се­го­дня», вы­пус­кав­шую ма­ло­ти­раж­ные из­да­ния для де­тей в тех­ни­ке ли­но­гра­вю­ры с ис­поль­зо­ва­ни­ем сти­ли­сти­ки луб­ка («Пе­тух», 1918, ГРМ). В 1918–19 со­труд­ник Му­зея го­ро­да, с 1918 чл. Кол­ле­гии От­де­ла ИЗО Нар­ком­про­са в Пет­ро­гра­де. В 1919 пе­ре­еха­ла в Ви­тебск, где ру­ко­во­ди­ла мас­тер­ской в Нар. ху­дож. уч-ще, за­тем бы­ла рек­то­ром Ху­дож.-прак­тич. ин-та (1919–1922). По­сле при­ез­да в Ви­тебск К. С. Ма­ле­ви­ча (1919) ста­ла его по­сле­до­ва­те­лем, ис­пол­ни­ла ряд про­ек­тов су­пре­ма­ти­че­ских рос­пи­сей об­ществ. зда­ний.

В. М. Ермолаева. «Три фигуры» («Голгофа»). Гуашь, акварель. 1928. Русский музей (С.-Петербург).

В 1923–26 ра­бо­та­ла в ла­бо­ра­то­рии цве­та Гос. ин-та ху­дож. куль­ту­ры (ГИНХУК) в Пет­ро­гра­де (Ле­нин­гра­де). С 1925 ху­дож­ник Дет­ги­за и дет­ских жур­на­лов «Чиж» и «Ёж»; ил­лю­ст­ри­ро­ва­ла про­из­ве­де­ния обэ­риу­тов («Мно­го зве­рей» А. И. Вве­ден­ско­го, 1928; «Хо­ро­шие са­по­ги» Н. А. За­бо­лоц­ко­го, 1928; «Иван Ива­но­вич Са­мо­вар» Д. И. Харм­са, 1930), бас­ни И. А. Кры­ло­ва (1929–30), соз­да­ва­ла ав­тор­ские книж­ки-кар­тин­ки («Со­бач­ки», 1929; «Мас­ки зве­рей», 1930). Е. (на­ря­ду с В. В. Ле­бе­де­вым) – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков сис­те­мы оформ­ле­ния дет­ской кни­ги как еди­ной ком­по­зи­ции; с Л. А. Юди­ным раз­ра­бо­та­ла тип дет­ской кни­ги-иг­руш­ки. В 1930-е гг. ис­пол­ни­ла цик­лы ра­бот по мо­ти­вам клас­сич. лит-ры (И. В. Гё­те, М. де Сер­ван­тес), вво­дя в изо­бра­же­ние совр. реа­лии. От су­пре­ма­тиз­ма Е. пе­ре­шла в кон. 1920-х гг. к но­во­му фи­гу­ра­тив­но­му син­те­зу, об­ра­зо­вав (совм. с по­сле­до­ва­те­ля­ми К. С. Ма­ле­ви­ча) «Груп­пу жи­во­пис­но-пла­сти­че­ско­го реа­лиз­ма» (1928); луч­шие её про­из­ве­де­ния на­пол­не­ны тра­ги­че­ской экс­прес­си­ей, от­ли­ча­ют­ся ши­ро­кой ма­не­рой пись­ма. Аре­сто­ва­на в 1934, по­гиб­ла в за­клю­че­нии; реа­би­ли­ти­ро­ва­на в 1989.

Лит.: Штей­нер Е. В. М. Ер­мо­лае­ва // Сто па­мят­ных дат: 1988. Ху­до­же­ст­вен­ный ка­лен­дарь. М., 1987; Аван­гард, ос­та­нов­лен­ный на бе­гу. Л., 1989; В кру­ге Ма­ле­ви­ча. Со­рат­ни­ки, уче­ни­ки, по­сле­до­ва­те­ли в Рос­сии 1920–1950-х. СПб., 2000.

Вернуться к началу