КО́КОШКА ОСКАР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́КОШКА (Kokoschka) Оскар (1.3.1886, Пёхларн, Нижняя Австрия – 22.2.1980, Вильнёв, близ Монтрё, Швейцария), австр. живописец, график, писатель. Учился в венской Школе прикладного иск-ва (1904–09), одновременно работал в «Венских мастерских» (как график). Ранние работы К. своей линеарностью свидетельствуют о влиянии австр. югендстиля и Г. Климта [ставшая дебютом К.-писателя книга «Спящие мальчики» («Die träumenden Knaben») – стихи и цветные литографии, 1908]. Архитектор А. Лоз убедил К. заняться живописью, ввёл его в круг венских интеллектуалов. Живописные портреты кон. 1900-х гг. отличает острый психологизм, эмоционально насыщенную атмосферу создают колыхание тонких красочных слоёв, мерцание бликов, нервная дрожь контуров (А. Лоз, Нац. галерея, Берлин; Х. Титце и Э. Титце-Конрат, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; поэт П. Альтенберг, частное собрание, Нью-Йорк; все – 1909). В 1910 К. жил в Берлине, сотрудничал с ж. «Der Sturm», в котором публиковались его графич. работы.
Вернувшись в 1911 в Вену, художник обратился к евангельской тематике («Бегство в Египет», 1911–12, частное собрание; «Благовещение», 1911, Музей «Ам-Оствалль», Дортмунд). В этих композициях традиц. иконография трансформируется, насыщается совр. реалиями и особой символикой, выражающей личное мироощущение автора. Живописная ткань утрачивает былую прозрачность, плотные красочные мазки передают бурление неукротимых стихий («Автопортрет с Альмой Малер», 1912–13, частное собрание, Гамбург; «Невеста ветра», 1913, Худож. музей, Базель).
В 1914 К. отправился добровольцем на фронт, где получил тяжёлое ранение (1915). В 1916 переселился в Дрезден, где стал проф. АХ (1919–24). Пережитые потрясения, депрессия отразились в трагич. атмосфере работ К. этого времени, в их сумрачном колорите и особом фактурном строе: полотна, покрытые змеящимися, скручивающимися в жгуты мазками, создают ощущение безысходного кружения в замкнутом пространстве («Эмигранты», 1916–17, Новая пинакотека, Мюнхен; Автопортрет, 1917, Гор. музей, Вупперталь; «Сила музыки», 1918–19, Гор. музей Ван Аббе, Эйндховен). Работы, созданные в «дрезденский период», позволяют считать К. одним из виднейших представителей австро-нем. экспрессионизма.
В 1924–33 К. странствовал по Европе, Сев. Африке и Ближнему Востоку. В творчестве этого периода преобладают пейзажи – панорамные виды городов, портов, написанные с эпич. широтой и импрессионистич. трепетностью («Венеция. Лодки на таможне», 1924, Гос. галерея совр. иск-ва, Мюнхен; «Марсель», 1925, частное собрание, Базель; «Карлов мост в Праге», 1934, Нац. галерея, Прага, и др.). В нач. 1934 К. вернулся в Вену, а в следующем году переехал в Прагу. В ответ на конфискацию нацистскими властями его работ из нем. музеев (см. в ст. «Дегенеративное искусство») К. создаёт работу, вызывающе названную «Автопортрет „художника-вырожденца“» (1937, Шотл. нац. галерея совр. иск-ва, Эдинбург); в ряде произведений откликается на события гражд. войны в Испании. В 1938 К. эмигрировал в Лондон, где выступал со страстной критикой тоталитарных режимов и милитаризма.
После войны К. вновь много путешествовал по Европе. В поздних пейзажах мастерски переданы меняющееся освещение, игра солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака («Пейзаж в Монтане», 1947, Кунстхаус, Цюрих; «Вид Зальцбурга», 1950, Новая пинакотека, Мюнхен). Продолжал писать психологич. портреты (Т. Хейс, 1950, Музей Людвига, Кёльн). Два поздних монументальных триптиха К. на античную тему отмечены декоративностью в духе австр. барокко – «Сага о Прометее» (1950, Ин-т Курто, Лондон) и «Фермопилы» (1954, Гамбургский ун-т). В 1973 К. исполнил монументальную мозаику в соборе Св. Николая в Гамбурге.
Работал как сценограф – для театра М. Рейнхардта (1919), венского «Бургтеатр» (1960–62); оформлял оперные постановки (в т. ч. «Волшебную флейту» В. А. Моцарта, 1955, Зальцбургский фестиваль). Огромное графич. наследие К. (св. 5 тыс. работ) включает рисунки, акварели, литографии (серии «Король Лир», 1963; «Одиссея», 1963–65; «Троянцы», 1971–72, и др.), иллюстрации к своим произведениям (см. илл. к ст. Иллюстрация). Преподавал в летней АХ в Зальцбурге (1953–63), где вёл по собств. методу «Школу видения». С 1953 жил в Вильнёве, на Женевском озере.
Драматургия К., одного из зачинателей экспрессионистского театра, сложилась под влиянием О. Вейнингера, А. Стриндберга, Ф. Ведекинда. Экстатич. и сновидческая стилистика драмы «Убийца – надежда женщин» («Mörder, Hoffnung der Frauen», 1909; положена на музыку П. Хиндемитом, 1921), предусмотренное автором сочетание вербального и визуального рядов, световых и звуковых эффектов создают особое пространство «синтетического театра», центр. тема которого – смертельная схватка Мужчины и Женщины, связанных отношениями любви-ненависти. Пьеса К. «Сфинкс и соломенное чучело» («Sphinx und Strohmann», 1909; переработана в драму «Иов» – «Hiob», 1917) предвосхитила абсурда театр. Мистерия «Неопалимая купина» («Der brennende Dornbusch», 1911) и драма «Орфей и Эвридика» («Orpheus und Eurydike», 1919; положена на музыку Э. Кшенеком, 1926) обращены к библейским и мифологич. образам; антифашистская тема разработана в драме «Комениус» («Comenius», 1929, опубл. в 1974). Автобиографич. проза [«Моя жизнь» («Mein Leben», 1971)] сочетает реалистич. манеру описания с визионерскими пассажами.