КШЕ́НЕК КРЕНЕК ЭРНСТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КШЕ́НЕК, Кренек (Křenek, Krenek) Эрнст (23.8.1900, Вена – 22.12.1991, Палм-Спрингс, штат Калифорния; похоронен в Вене), австр. и амер. композитор, музыковед, муз. критик, педагог. В 1916–18 и 1920–23 учился контрапункту и композиции у Ф. Шрекера в Венской академии музыки и Высшей школе музыки в Берлине. До 1920 сочинял в духе позднего романтизма, затем применял технику «свободной атональности». На формирование личности и эстетич. взглядов К. оказали влияние знакомство с Ф. Бузони, Г. Шерхеном, А. Шнабелем, нем. пианистом и композитором Э. Эрдманом, увлечение музыкой Б. Бартока, П. Хиндемита (позднее также И. Ф. Стравинского, А. Берга), поэзией Р. М. Рильке и др. Написанные в Берлине 1-й струнный квартет (1921), 1–3-я симфонии (1921–22), 1-й концерт для фп. с оркестром (1923) принесли К. известность радикального представителя «новой музыки». С 1921 принимал участие в Донауэшингенском и Зальцбургском фестивалях. В 1924 К. познакомился с Т. Адорно, женился на Анне Малер (дочери Г. Малера). Первое сочинение К. для театра – сценич. кантата «Замок» (1922, на текст Ф. Верфеля) – было с успехом исполнено в Нем. гос. опере (Берлин). В 1925–27 ассистент П. Беккера – руководителя гос. опер в Касселе и Висбадене.
К. – автор ок. 40 опер, оперетт, балетов (многие на собств. либретто). Стремясь придать своим муз.-драматич. произведениям остроту и злободневность, экспериментировал с разл. стилевыми приёмами. Элементы джаза и атональной музыки, ревю и коллажа усиливали актуальность комич. опер «Прыжок через тень» (1924, Франкфурт-на Майне; 1927, Ленинград, Малый оперный театр) и «Джонни наигрывает» (1927, Лейпциг). Последняя имела сенсационный успех и вскоре была поставлена на 100 европ. сценах (в т. ч. в 1928 в ленингр. Малом оперном театре; в 1929 в Моск. муз. театре им. Вл. И. Немировича-Данченко). Яркая экспрессивность оперы «Орфей и Эвридика» (на текст драмы О. Кокошки; 1926, Кассель), неоромантич. стилистика оперы «Жизнь Ореста» (1930, Лейпциг) раскрывали трагич. мироощущение послевоенных лет. Сатира на совр. общество в оперетте «Пляска смерти вокруг собора Св. Стефана» (1930) была столь острой, что впервые её поставили в Вене лишь в 1990. В 1928–1938, живя в Вене, К. сблизился с представителями новой венской школы, стал использовать додекафонию (цикл песен «Сквозь ночь» на слова К. Крауса, «Тема и 13 вариаций» для оркестра; оба написаны в 1931).
После 1933 сочинения К. были запрещены в нацистской Германии и подвергались критике в Австрии. В 1938 эмигрировал в США (получил гражданство в 1945). В 1939–42 преподавал в женском колледже Вассара (Покипси, близ Нью-Йорка), в 1942–47 декан Школы изящных искусств в ун-те Хамлайна в Сент-Поле (штат Миннесота). С 1947 жил в Калифорнии, читал лекции в разл. ун-тах США. Изучал строгий стиль и григорианский хорал, соединяя их в своих сочинениях с совр. техниками композиции, в т. ч. с алеаторикой (хорал «Плач Пророка Иеремии», 1942; 4–5-я симфонии, 1947, 1949) и сериализмом (оратория «Spiritus intelligentiae Sanctus», 1956). Экспериментировал также в области электронной музыки. Среди др. сочинений – Соната № 3 для фп. (1943; вошла в постоянный репертуар Г. Гульда). После 2-й мировой войны активно участвовал в формировании «второго авангарда» в Европе: в 1950-е гг. работал в Студии электронной музыки в Кёльне, в 1958–66 доцент Дармштадтских летних курсов новой музыки.