НО́ВАЯ ВЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ВАЯ ВЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА (нововенская школа), одно из самых влиятельных направлений в музыке 20 в. Сложилась в 1900-х гг. в Вене как кружок композиторов во главе с А. Шёнбергом. Нем. назв. «Zweite Wiener Schule» («вторая венская школа») производно от принадлежащего Э. Веллесу термина «Junge Wiener Schule» («молодая венская школа»), соотносимого с понятием венская классическая школа. Гл. представители – Шёнберг и его ближайшие ученики А. Берг и А. фон Веберн. К Н. в. ш. иногда относят всех венских учеников Шёнберга, занимавшихся у него до 1-й мировой войны (композитор и музыковед-византолог Веллес, теоретики и исполнители Г. Яловец, Р. Колиш, музыковед и издатель Э. Штайн и др.), а также X. Эйслера (в начальный период творчества). С 1918 сочинения композиторов Н. в. ш., как и др. представителей раннего муз. авангарда, звучали в концертах организованного Шёнбергом Об-ва закрытых муз. исполнений (распущено в 1921 из-за инфляции). Музыка нововенцев – реакция на цивилизационный слом, затронувший в нач. и сер. 20 в. европ. культуру (девальвация традиц. духовных, этич. и худож. ценностей, нарастающие социальные противоречия, фашизм, мировые войны); ей свойственны экспрессионистские тенденции (монодрама «Ожидание» Шёнберга), в тематике прослеживаются реалистич. пафос трагедии «маленького человека», позиция социального сострадания (опера «Воццек» Берга), антифашистский протест (кантата «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга), политич. сатира («Ода Наполеону» Шёнберга). По типу муз. образности историко-стилистич. грань проходит внутри Н. в. ш.: Шёнберг и Берг непосредственно продолжили традицию австро-нем. позднего романтизма, а эстетич. основы музыки Веберна – его новое ощущение муз. времени, внутр. реорганизация муз. целого – стали ориентиром для ряда композиторов послевоенного поколения (кон. 1940-х – 1970-е гг.). Новизна образного содержания у композиторов Н. в. ш. нашла отражение в радикальном обновлении худож. языка и стиля, связанном с отказом от тематизма в традиц. понимании (тема – мелодия), мажора и минора, тональных планов и модуляционного развития, на которых строились муз. формы классич. типа (см. в ст. Атональность). Сохранению этих форм способствовали выработанные в Н. в. ш. средства «новотонального» письма («Лирическая сюита» и Концерт для скрипки с оркестром Берга, 3-й квартет Шёнберга, Концерт для 9 инструментов ор. 24 Веберна). В условиях кризиса позднеромантич. гармонии, с её «пантональностью» (термин Шёнберга) и хроматичностью, возникла необходимость в новой системе композиции, призванной обезопасить музыку от звуковой анархии. С этой целью Шёнберг разработал метод додекафонии (композиция при помощи ряда из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»; см. также Серийная техника).
Деятельность композиторов Н. в. ш. подчас оценивалась критикой как разрушительная для иск-ва, исполнение и распространение их музыки преследовалось властями тоталитарных режимов (в частности, в гитлеровской Германии и в СССР 1930-х – нач. 1980-х гг.). Между тем творчество нововенцев им самим представлялось как логич. итог европ. истории музыки. Метод преподавания композиции в классе А. Шёнберга, позднее у Веберна был ориентирован прежде всего на музыку венских классиков, что определённо указывает на связь Н. в. ш. с австро-нем. культурной традицией.