Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ВАЯ ВЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 108-109

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НО́ВАЯ ВЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА (но­во­вен­ская шко­ла), од­но из са­мых влия­тель­ных на­прав­ле­ний в му­зы­ке 20 в. Сло­жи­лась в 1900-х гг. в Ве­не как кру­жок ком­по­зито­ров во гла­ве с А. Шён­бер­гом. Нем. назв. «Zweite Wiener Schule» («вто­рая вен­ская шко­ла») про­из­вод­но от при­над­ле­жа­ще­го Э. Вел­ле­су тер­ми­на «Junge Wiener Schule» («мо­ло­дая вен­ская шко­ла»), со­от­но­си­мо­го с по­ня­ти­ем вен­ская клас­си­че­ская шко­ла. Гл. пред­ста­ви­те­ли – Шён­берг и его бли­жай­шие уче­ни­ки А. Берг и А. фон Ве­берн. К Н. в. ш. ино­гда от­но­сят всех вен­ских уче­ни­ков Шён­бер­га, за­ни­мав­ших­ся у не­го до 1-й ми­ро­вой вой­ны (ком­по­зи­тор и му­зы­ко­вед-ви­зан­то­лог Вел­лес, тео­ре­ти­ки и ис­пол­ни­те­ли Г. Яло­вец, Р. Ко­лиш, му­зы­ко­вед и из­да­тель Э. Штайн и др.), а так­же X. Эйс­ле­ра (в на­чаль­ный пе­ри­од твор­че­ст­ва). С 1918 со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ров Н. в. ш., как и др. пред­ста­ви­те­лей ран­не­го муз. аван­гар­да, зву­ча­ли в кон­цер­тах ор­га­ни­зо­ван­но­го Шён­бер­гом Об-ва за­кры­тых муз. ис­пол­не­ний (рас­пу­ще­но в 1921 из-за ин­фля­ции). Му­зы­ка но­во­вен­цев – ре­ак­ция на ци­ви­ли­за­ци­он­ный слом, за­тро­нув­ший в нач. и сер. 20 в. европ. куль­ту­ру (де­валь­ва­ция тра­диц. ду­хов­ных, этич. и ху­дож. цен­но­стей, на­рас­таю­щие со­ци­аль­ные про­ти­во­ре­чия, фа­шизм, ми­ро­вые вой­ны); ей свой­ст­вен­ны экс­прес­сио­ни­ст­ские тен­ден­ции (мо­но­дра­ма «Ожи­да­ние» Шён­бер­га), в те­ма­ти­ке про­сле­жи­ва­ют­ся реа­ли­стич. па­фос тра­ге­дии «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», по­зиция со­ци­аль­но­го со­стра­да­ния (опе­ра «Воц­цек» Бер­га), ан­ти­фа­ши­ст­ский про­тест (кан­та­та «Уце­лев­ший из Вар­ша­вы» Шён­бер­га), по­ли­тич. са­ти­ра («Ода На­по­ле­о­ну» Шён­бер­га). По ти­пу муз. об­раз­но­сти ис­то­ри­ко-сти­ли­стич. грань про­хо­дит внут­ри Н. в. ш.: Шён­берг и Берг не­по­сред­ст­вен­но про­дол­жи­ли тра­ди­цию ав­ст­ро-нем. позд­не­го ро­ман­тиз­ма, а эс­те­тич. ос­но­вы му­зы­ки Ве­бер­на – его но­вое ощу­ще­ние муз. вре­ме­ни, внутр. ре­ор­га­ни­за­ция муз. це­ло­го – ста­ли ори­ен­ти­ром для ря­да ком­по­зи­то­ров по­сле­во­ен­но­го по­ко­ле­ния (кон. 1940-х – 1970-е гг.). Но­виз­на об­раз­но­го со­дер­жа­ния у ком­по­зито­ров Н. в. ш. на­шла от­ра­же­ние в ра­ди­каль­ном об­нов­ле­нии ху­дож. язы­ка и сти­ля, свя­зан­ном с от­ка­зом от те­ма­тиз­ма в тра­диц. по­ни­ма­нии (те­ма – ме­ло­дия), ма­жо­ра и ми­но­ра, то­наль­ных пла­нов и мо­ду­ля­ци­он­но­го раз­ви­тия, на ко­то­рых строи­лись муз. фор­мы клас­сич. ти­па (см. в ст. Ато­наль­ность). Со­хра­не­нию этих форм спо­соб­ст­во­ва­ли вы­ра­бо­тан­ные в Н. в. ш. сред­ст­ва «но­во­то­наль­но­го» пись­ма («Ли­ри­че­ская сюи­та» и Кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром Бер­га, 3-й квар­тет Шён­бер­га, Кон­церт для 9 ин­ст­ру­мен­тов ор. 24 Ве­бер­на). В ус­ло­ви­ях кри­зи­са позд­не­ро­ман­тич. гар­мо­нии, с её «пан­то­наль­но­стью» (тер­мин Шён­бер­га) и хро­ма­тич­но­стью, воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в но­вой сис­те­ме ком­по­зи­ции, при­зван­ной обезо­па­сить му­зы­ку от зву­ко­вой анар­хии. С этой це­лью Шён­берг раз­ра­бо­тал ме­тод до­де­ка­фо­нии (ком­по­зи­ция при по­мо­щи ря­да из «две­на­дца­ти лишь ме­ж­ду со­бой со­от­не­сён­ных то­нов»; см. так­же Се­рий­ная тех­ни­ка).

Дея­тель­ность ком­по­зи­то­ров Н. в. ш. под­час оце­ни­ва­лась кри­ти­кой как раз­ру­ши­тель­ная для иск-ва, ис­пол­не­ние и рас­про­стра­не­ние их му­зы­ки пре­сле­до­ва­лось вла­стя­ми то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов (в ча­ст­но­сти, в гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии и в СССР 1930-х – нач. 1980-х гг.). Ме­ж­ду тем твор­че­ст­во но­во­вен­цев им са­мим пред­став­ля­лось как ло­гич. итог ев­роп. ис­то­рии му­зы­ки. Ме­тод пре­по­да­ва­ния ком­по­зи­ции в клас­се А. Шён­бер­га, позд­нее у Ве­бер­на был ори­ен­ти­ро­ван пре­ж­де все­го на му­зы­ку вен­ских клас­си­ков, что оп­ре­де­лён­но ука­зы­ва­ет на связь Н. в. ш. с ав­ст­ро-нем. куль­тур­ной тра­ди­ци­ей.

Лит.: Leibo­witz R. Schoenberg et son école. P., 1947; Wel­lesz E. Schönberg und die Anfänge der Wiener Schule // Österreichische Musikzeit­schrift. 1960. Jahrg. 15. № 5; Die Wiener Schule und ihre Bedeutung für die Musik­ent­wicklung // Ibid. 1961. Jahrg. 16. № 6–7; Ка­ра­ты­гин В. Г. Но­вей­шие те­че­ния в за­пад­но­ев­ро­пей­ской му­зы­ке // Ка­ра­ты­гин В. Г. Избр. ста­тьи. М.; Л., 1965; Дру­скин М. О за­падно-ев­ро­пей­ской му­зы­ке XX в. М., 1973; Rоgnoni L. La scuola musicale di Vienna: es­pressionismo e dodecafonia. Torino, 1974; Ве­берн А. Лек­ции о му­зы­ке. Пись­ма. М., 1975; Хо­ло­по­ва В. Н., Хо­ло­пов Ю. Н. А. Ве­берн. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1984; Му­зы­ка XX в., 1890–1945. М., 1984. Ч. 2. Кн. 4; Gerlach R. Musik und Jugendstil der Wiener Schule: 1900–1908. Laabеr, 1985; Гер­шко­вич Ф. М. О му­зы­ке: Ста­тьи. За­мет­ки. Пись­ма. Вос­поми­на­ния. М., 1991; Schoenberg, Berg, and We­bern: a companion to the Second Viennese school / Ed. B. R. Simms. Westport, 1999; Адор­но Т. В. Фи­ло­со­фия но­вой му­зы­ки. М., 2001; Шён­берг А. Стиль и мысль. Ста­тьи и ма­те­риа­лы. М., 2006; Векс­лер Ю. С. А. Берг и его вре­мя. СПб., 2009; Вла­со­ва Н. О. Твор­че­ст­во А. Шён­бер­га. 2-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу