Э́ЙСЛЕР
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́ЙСЛЕР (Eisler) Ханс (6.7.1898, Лейпциг – 6.9.1962, Берлин), нем. композитор и обществ. деятель, чл. Академии искусств ГДР (1950). Систематич. муз. образования не получил, в 1919–23 брал уроки композиции у А. Шёнберга в Вене. С 1925 жил в Берлине, увлёкся коммунистич. идеями (чл. КП Германии с 1926), сотрудничал с Б. Брехтом, Э. Вайнертом, Э. Бушем. С приходом к власти нацистов в 1933 из-за своего евр. происхождения был вынужден эмигрировать. С 1938 жил в США, с успехом работал в Голливуде, в 1948 депортирован за «антиамериканскую деятельность». В 1950 вернулся в Берлин, стал одним из ведущих композиторов ГДР. В 1952 подвергся офиц. критике за «идеологически невыдержанное» либретто оперы «Иоганн Фауст», работу над оперой оставил и стал осмотрительнее в творч. экспериментах. Один из основателей СК ГДР, президент Муз. совета ГДР (1962). В 1950–1962 преподавал в Высшей муз. школе Берлина (с 1964 им. Х. Эйслера).
Значит. часть творч. наследия Э. носит отпечаток его политич. воззрений. В музыке 1920–40-х гг. парадоксально сочетаются серийная техника (кантата «Против войны», 1936; квинтет «14 способов описать дождь», 1940) и стилистика популярной музыки [напр., массовые песни, в т. ч. «Песня солидарности», «Песня Коминтерна», «Тревожный марш» («Der heimliche Aufmarsch»), наиболее известна «Песня Единого фронта»]. Для эстетики Э. характерен протест против муз. красоты как таковой, виртуозного и «чувственного» исполнительства, свои вокальные сочинения Э. снабжал ремарками «без сентиментов», «запросто», «дружелюбно» и т. п. Среди сочинений: сатирич. вокальный цикл «Отрывки из газет» (1929); кантаты – «Меры приняты» («Die Maßnahme», по пьесе Б. Брехта, 1930), «Мать» (текст Брехта по мотивам одноим. романа М. Горького, 1935); «Штурмовая сюита» для оркестра (1957); музыка для театра и кино (св. 40 фильмов). Автор Гос. гимна ГДР (1949). Осн. тема мн. муз.-критич. статей – «кризис буржуазной культуры». Кн. «Сочинение музыки для кино» («Composing for the films»; в соавторстве с Т. Адорно, 1947).