Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ЙСЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 235-236

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э́ЙСЛЕР (Eisler) Ханс (6.7.1898, Лейп­циг – 6.9.1962, Бер­лин), нем. ком­по­зи­тор и об­ществ. дея­тель, чл. Ака­де­мии ис­кусств ГДР (1950). Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, в 1919–23 брал уро­ки ком­по­зи­ции у А. Шён­бер­га в Ве­не. С 1925 жил в Бер­ли­не, ув­лёк­ся ком­му­ни­стич. идея­ми (чл. КП Гер­ма­нии с 1926), со­труд­ни­чал с Б. Брех­том, Э. Вай­нер­том, Э. Бу­шем. С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов в 1933 из-за сво­его евр. про­ис­хож­де­ния был вы­ну­ж­ден эмиг­ри­ро­вать. С 1938 жил в США, с ус­пе­хом ра­бо­тал в Гол­ли­ву­де, в 1948 де­пор­ти­ро­ван за «ан­ти­аме­ри­кан­скую дея­тель­ность». В 1950 вер­нул­ся в Бер­лин, стал од­ним из ве­ду­щих ком­по­зи­то­ров ГДР. В 1952 под­верг­ся офиц. кри­ти­ке за «идео­ло­ги­че­ски не­вы­дер­жан­ное» либ­рет­то опе­ры «Ио­ганн Фа­уст», ра­бо­ту над опе­рой ос­та­вил и стал ос­мот­ри­тель­нее в творч. экс­пе­ри­мен­тах. Один из ос­но­ва­те­лей СК ГДР, пре­зи­дент Муз. со­ве­та ГДР (1962). В 1950–1962 пре­по­да­вал в Выс­шей муз. шко­ле Бер­ли­на (с 1964 им. Х. Эйс­ле­ра).

Зна­чит. часть творч. на­сле­дия Э. но­сит от­пе­ча­ток его по­ли­тич. воз­зре­ний. В му­зы­ке 1920–40-х гг. па­ра­док­саль­но со­че­та­ют­ся се­рий­ная тех­ни­ка (кан­та­та «Про­тив вой­ны», 1936; квин­тет «14 спо­со­бов опи­сать дождь», 1940) и сти­ли­сти­ка по­пу­ляр­ной му­зы­ки [напр., мас­со­вые пес­ни, в т. ч. «Пес­ня со­ли­дар­но­сти», «Пес­ня Ко­мин­тер­на», «Тре­вож­ный марш» («Der heimliche Aufmarsch»), наи­бо­лее из­вест­на «Пес­ня Еди­но­го фрон­та»]. Для эс­те­ти­ки Э. ха­рак­те­рен про­тест про­тив муз. кра­со­ты как та­ко­вой, вир­ту­оз­но­го и «чув­ст­вен­но­го» ис­пол­ни­тель­ст­ва, свои во­каль­ные со­чи­не­ния Э. снаб­жал ре­мар­ка­ми «без сен­ти­мен­тов», «за­про­сто», «дру­же­люб­но» и т. п. Сре­ди со­чи­не­ний: са­ти­рич. во­каль­ный цикл «От­рыв­ки из га­зет» (1929); кан­та­ты – «Ме­ры при­ня­ты» («Die Maßnahme», по пье­се Б. Брех­та, 1930), «Мать» (текст Брех­та по мо­ти­вам од­но­им. ро­ма­на М. Горь­ко­го, 1935); «Штур­мо­вая сюи­та» для ор­ке­ст­ра (1957); му­зы­ка для теат­ра и ки­но (св. 40 филь­мов). Ав­тор Гос. гим­на ГДР (1949). Осн. те­ма мн. муз.-кри­тич. ста­тей – «кри­зис бур­жу­аз­ной куль­ту­ры». Кн. «Со­чи­не­ние му­зы­ки для кино» («Composing for the films»; в со­ав­тор­ст­ве с Т. Адор­но, 1947).

Соч.: Из­бран­ные ста­тьи. Бе­се­ды о му­зы­ке. М., 1973.

Лит.: Betz A. H. Eisler, political musician. [Camb.,] 2008; Wibmann F. H. Eisler: Kom­ponist, Weltbürger, Revolutionär. Münch., 2012.

Вернуться к началу