СЕРИ́ЙНАЯ ТЕ́ХНИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕРИ́ЙНАЯ ТЕ́ХНИКА (нем. Reihentechnik) в музыке, способы применения серии в музыкальном произведении. Звуковысотная серия в 4 вариантах движения – в прямом движении, инверсии (обращении), ракоходе и ракоходной инверсии и в 12 высотных позициях – по числу звуков хроматического звукоряда (т. е. всего 48 серийных рядов) – чаще реализуется путём непрерывного повторения. Серия может излагаться горизонтально (в виде мелодии-темы, звуки которой могут браться в любой октаве), вертикально (созвучиями) и одновременно по горизонтали и по вертикали («диагонально»). Ритмическое оформление серии постоянно варьируется (в отличие от сериализма). Помимо обычной атональной реализации, встречаются необычные С. т., в которых сохраняется минимальная преемственность с музыкой прошлых эпох. В таких С. т. звуки серии объединяются, например, в квази-аккорды, вызывающие у слушателя ассоциации с тональностью (Концерт для скрипки А. Берга, терцовые ряды в Кантате № 1 А. фон Веберна); в «псевдобарочной» фортепианной сюите op. 25 А. Шёнберга 12-тоновая серия разбита на три 4-звучных сегмента, один из которых образует узнаваемый мотив B-A-C-H. Э. Кшенек в «Плаче пророка Иеремии» оформил серию как два 6-звучных комплекса («гексахорда»), каждый из которых по рельефу отчасти напоминает церковные лады; дальнейшую разработку этих гексахордов композитор реализовал по принципу ротации (вид С. т., основанный на перестановке звуков серии).