АБСУ́РДА ТЕА́ТР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АБСУ́РДА ТЕА́ТР, совокупность явлений авангардистской драматургии и театра 1950–60-х гг. Включает пьесы С. Беккета, Э. Ионеско, А. Адамова, Ф. Аррабаля, Ж. Вотье, Ж. Жене, Ж. Шеаде, Р. де Обальдиа, Ж. Тардье и др., а также спектакли по ним. Впервые термин употребил англ. критик М. Эсслин в 1962. Философско-эстетич. почвой для возникновения А. т. явились иррационалистич. направления зап.-европ. мысли 20 в. – экзистенциализм Ж. П. Сартра, А. Камю и психоанализ З. Фрейда, а также драматургия и теоретич. работы А. Жарри, А. Арто и др. Герой А. т. – воплощение массового сознания, пороков толпы; он скитается в метафизич. нищете, в экзистенциальном одиночестве. В А. т. люди живут в мире распавшихся связей и утративших значение слов. Драматурги-абсурдисты отказались от традиц. сюжета в пользу глубинной метафорич. сюжетности. А. т. придаёт большое значение невербальным элементам спектакля – жесту, игре актёра, выразит. мизансцене. Широкое признание пьесам абсурдистов принесло их сценич. воплощение: «Лысая певица» Ионеско в постановке Н. Батая; «Большой и малый манёвр» и «Пародия» Адамова (все – 1950) и «В ожидании Годо» Беккета (1953) в постановках Р. Блена; «Сражающийся персонаж» Вотье (1956), «Носорог» Ионеско (1960), «Путешествие» Шеаде (1961), «О! Прекрасные дни!» Беккета (1963) в постановках Ж. Л. Барро. В сер. 1960-х гг. влияние А. т. испытали Х. Пинтер, Э. Олби, С. Мрожек, В. Гавел, М. Месели и др.