Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОНЕ́СКО ЭЖЕН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 544

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Фейгина
Архив БРЭ

ИОНЕ́СКО (Ionesco) Эжен (26.11.1909, Сла­ти­на – 28.3.1994, Па­риж), франц. дра­ма­тург, чл. Франц. ака­де­мии (1970). Ро­дил­ся в се­мье рум. ад­во­ка­та и фран­цу­жен­ки евр. про­ис­хо­ж­де­ния. В 1913 пе­ре­ехал с семь­ёй во Фран­цию (сна­ча­ла в деревню Ла-Ша­пель-Ан­те­нез, в 1920 – в Па­риж). В 1925 вер­нул­ся в Ру­мы­нию, по­сту­пил на фи­ло­ло­гич. ф-т Бу­ха­ре­ст­ско­го ун-та. Пи­сал на рум. и франц. язы­ках. Де­бю­ти­ро­вал в 1928 сти­ха­ми на рум. яз., пе­ча­тал­ся в ж. «Bilete de papa­gal». Наи­бо­лее из­вест­ные про­из­ве­де­ния на рум. яз. – па­ро­дий­ная кни­га «Гю­го­лиа­да. Гро­те­ск­ная и эпи­чес­кая жизнь Вик­то­ра Гю­го» («Hugoliada. Viață grotescă și tragică a lui Victor Hugo», 1935–36), а так­же на­пи­сан­ный в ду­хе да­да­из­ма сб. кри­тич. эс­се «Нет!» («Nu!», 1934). В 1938 пе­ре­ехал во Фран­цию. По­ста­нов­ка Н. Ба­та­ем в Па­ри­же в 1950 дра­мы И. «Лы­сая пе­ви­ца» («La cantatrice chauve», изд. в 1953) ста­ла од­ной из пер­вых реа­ли­за­ций прин­ци­пов аб­сур­да те­ат­ра. В пье­се в гро­те­ск­ной ма­не­ре вы­ра­же­на идея рас­тво­ре­ния лич­но­сти в со­циу­ме; за­им­ст­вуя ба­наль­ные штам­пы из учеб­ни­ка англ. грам­ма­ти­ки, И. по­ка­зы­ва­ет, как язык ока­зы­ва­ет­ся не сред­ст­вом ком­му­ни­ка­ции, а пре­пят­ст­ви­ем в об­ще­нии лю­дей друг с дру­гом. Экс­т­ра­ор­ди­нар­ные, фан­тас­ма­го­ри­че­ские си­туа­ции, со­еди­нение тра­гиз­ма и ко­миз­ма, за­мы­сло­ва­тая язы­ко­вая иг­ра от­ли­ча­ют дра­мы И. «Урок» («La leçon», 1951), «Сту­лья» («Les chaises», 1952), «Жерт­вы дол­га» («Les victimes du devoir», 1952) и др. Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве И. за­ни­ма­ет пье­са «Но­со­ро­ги» («Rhinocéros», 1959, рус. пер. 1965), в ко­то­рой пре­вра­ще­ние че­ло­ве­ка в жи­вот­ное ста­ло сим­во­лом дегра­да­ции об­ще­ст­ва в эпо­ху фа­шиз­ма. Те­ма аб­сурд­но­сти бы­тия до­ми­ни­ру­ет в пье­сах И. 1960–70-х гг.: «Воз­душ­ный пе­ше­ход» («Le piéton de l’air», 1963), «Ко­роль уми­ра­ет» («Le roi se meurt», 1962), «Мак­бет» («Macbett», 1973) и др. Ав­тор ро­ма­на «От­шель­ник» («Le solitaire», 1973); сб-ков «Ска­зок для де­тей млад­ше трёх лет» («Contes pour enfants de moins de trois ans», 1969–70), вос­по­ми­на­ний, раз­мыш­ле­ний о те­ат­ре. На рус. яз. про­из­ве­де­ния И. на­ча­ли пе­ре­во­дить­ся с 1960-х гг. На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1984).

Cоч.: Théâtre complet. P., 1991; Те­атр. М., 1994; Ме­ж­ду жиз­нью и сно­ви­де­ни­ем. СПб., 1999.

Лит.: Ми­хее­ва АН. Ко­гда по сце­не хо­дят но­со­ро­ги… Те­атр аб­сур­да Э. Ио­не­ско. М., 1967; Feal G. Ionesco: un théâtre onirique. P., 2001; Bloom H. E. Ionesco. Phil., 2003; Că­li­nescu M. E. Ionesco: teme identitare și existen­ţiale. Iași, 2006; Bibliographie et index théma­tique des études sur E. Ionesco. Fribourg, 1980.

Вернуться к началу