КАМЮ́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАМЮ́ (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир – 4.1.1960, Вильблевен, Франция), франц. писатель, философ. В 1932–1936 учился в Алжирском ун-те; оставил учёбу по состоянию здоровья (с 1930 страдал туберкулёзом). В 1936 совершил путешествие в Центр. Европу, впечатления от которого отражены в его первой кн. эссе «Изнанка и лицо» («L’envers et l’endroit», 1937, авторское переиздание – 1958). В 1936 организовал в Алжире «Театр труда», в котором играл и ставил произведения франц. и др. авторов. С 1938 занимался журналистикой. В 1940–45 жил во Франции; с 1941 участник Движения Сопротивления. С 1943 работал в изд-ве «Gallimard»; в 1945–47 гл. редактор газ. «Combat». В послевоенные годы много путешествовал (Алжир, Юж. Америка, Италия, Греция); активно участвовал в театральной жизни Парижа и Алжира, создавал инсценировки мн. произведений, в т. ч. романа «Бесы» Ф. М. Достоевского (1959).
Творчество К. обычно связывают с философией экзистенциализма, хотя сам К. этой связи не признавал (равно как и не считал себя философом); своё мировоззрение он облекал в форму романов, новелл, эссе и драматич. сочинений. Внешне сдержанная и бесстрастная проза К. исполнена внутр. трагизма: «смерть Бога» (выражение Ф. Ницше) вынуждает человека фактически взять на себя роль Творца, однако осознание неизбежности смерти приводит его к ощущению полной бессмысленности жизни. К. были близки также идеи С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ф. М. Достоевского. Гл. герой историч. пьесы «Калигула» («Caligula», изд. в 1944, пост. в 1945), обладая огромной земной властью, становится убийцей-философом, карающим судьёй, богом на земле, но не может противостоять своей судьбе. Мир, в котором царит абсурд, воссоздан в пьесе «Недоразумение» («Le malentendu», изд. в 1944, пост. в 1945), а также в романе «Посторонний» («L’étranger», 1942; экранизация Л. Висконти, 1967), где К., переосмыслив традиции европ. романа воспитания, изобразил противостояние одиночки косным нормам морали, обессмысливающим поведение людей. В эссе «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942) трактованный в духе стоицизма образ Сизифа демонстрирует возможность выживания человека в абсурдном мире, а также символизирует не внешнее, но внутр. восстание против бессмысленности бытия. Проблематика бунта доминирует в двух «Письмах немецкому другу» («Lettres à un ami allemand», 1943, 1944), пьесах «Осадное положение» («L’état de siège», изд. в 1949, пост. в 1948; в соавторстве с Ж. Л. Барро) и «Праведники» («Les justes», пост. в 1949, изд. в 1950), сб. публицистики «Злободневные заметки I» («Actuelles I», 1950). Огромный успех снискал роман-притча «Чума» («La peste», 1947), в котором соединяются черты хроники, скрупулёзно фиксирующей будни умирающего от эпидемии города, и социально-филос. аллегории (попытка выработать внехристианское решение проблемы спасения). Изначально разобщённые и пассивные герои романа перед угрозой смертельной опасности объединяются, чтобы совместно противодействовать господствующему в мире абсурду. В эссе «Бунтующий человек» («L’homme révolté», 1951) звучит критика тоталитаризма и связанного с ним оправдания убийства; критикуя совр. цивилизацию, К. выступает апологетом «вечных ценностей». В романе-исповеди «Падение» («La chute», 1956), содержащем беспощадный приговор совр. индивиду, К. на свой лад трактует христианский мотив первородного греха. Тема безысходного одиночества творческой личности развита в новелле «Иона, или Художник за работой» («Jonas ou l’Artiste au travail», экранизация А. Л. Кайдановского, 1984), вошедшей в сб. «Изгнание и царство» («L’exil et le royaume», 1957). В последний период жизни К. выступал с критикой коммунистич. режимов в Вост. Европе и против войны в Алжире, которой был посвящён 3-й том «Злободневных записок» («Actuelles III», 1958). Критика К. революц. насилия вызвала бурные споры среди франц. интеллигенции и привела к разрыву дружеских отношений с Ж. П. Сартром (1952). Последнее сочинение К. – незавершённый роман «Первый человек» («Le premier homme», опубл. в 1994). На рус. яз. произведения К. переводились с 1966 (перевод романа «Посторонний» выполнен Г. В. Адамовичем и озаглавлен им «Незнакомец»); в СССР – с 1968. Нобелевская пр. (1957). Погиб в автокатастрофе.