Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАМЮ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 661

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

КАМЮ́ (Camus) Аль­бер (7.11.1913, Мон­до­ви, Ал­жир – 4.1.1960, Вильб­ле­вен, Фран­ция), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф. В 1932–1936 учил­ся в Ал­жир­ском ун-те; ос­та­вил учё­бу по со­стоя­нию здо­ро­вья (с 1930 стра­дал ту­бер­ку­лё­зом). В 1936 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Центр. Ев­ро­пу, впе­чат­ле­ния от ко­то­ро­го от­ра­же­ны в его пер­вой кн. эс­се «Из­нан­ка и ли­цо» («L’envers et l’en­droit», 1937, ав­тор­ское пе­ре­из­да­ние – 1958). В 1936 ор­га­ни­зо­вал в Ал­жи­ре «Те­атр тру­да», в ко­то­ром иг­рал и ста­вил про­из­ве­де­ния франц. и др. ав­то­ров. С 1938 за­ни­мал­ся жур­на­ли­сти­кой. В 1940–45 жил во Фран­ции; с 1941 уча­ст­ник Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. С 1943 ра­бо­тал в изд-ве «Gallimard»; в 1945–47 гл. ре­дак­тор газ. «Combat». В по­сле­во­ен­ные го­ды мно­го пу­те­ше­ст­во­вал (Ал­жир, Юж. Аме­ри­ка, Ита­лия, Гре­ция); ак­тив­но уча­ст­во­вал в те­ат­раль­ной жиз­ни Па­ри­жа и Ал­жи­ра, соз­да­вал инс­це­ни­ров­ки мн. про­из­ве­де­ний, в т. ч. ро­ма­на «Бе­сы» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (1959).

Твор­че­ст­во К. обыч­но свя­зы­ва­ют с фи­ло­со­фи­ей эк­зи­стен­циа­лиз­ма, хо­тя сам К. этой свя­зи не при­зна­вал (рав­но как и не счи­тал се­бя фи­ло­со­фом); своё ми­ро­воз­зре­ние он об­ле­кал в фор­му ро­ма­нов, но­велл, эс­се и дра­ма­тич. со­чи­не­ний. Внеш­не сдер­жан­ная и бес­стра­ст­ная про­за К. ис­пол­не­на внутр. тра­гиз­ма: «смерть Бо­га» (вы­ра­же­ние Ф. Ниц­ше) вы­ну­ж­да­ет че­ло­ве­ка фак­ти­че­ски взять на се­бя роль Твор­ца, од­на­ко осоз­на­ние не­из­беж­но­сти смер­ти при­во­дит его к ощу­ще­нию пол­ной бес­смыс­лен­но­сти жиз­ни. К. бы­ли близ­ки так­же идеи С. Кьер­ке­го­ра, М. Хай­дег­ге­ра, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го. Гл. ге­рой ис­то­рич. пье­сы «Ка­ли­гу­ла» («Caligula», изд. в 1944, пост. в 1945), об­ла­дая ог­ром­ной зем­ной вла­стью, ста­но­вит­ся убий­цей-фи­ло­со­фом, ка­раю­щим судь­ёй, бо­гом на зем­ле, но не мо­жет про­ти­во­сто­ять сво­ей судь­бе. Мир, в ко­то­ром ца­рит аб­сурд, вос­соз­дан в пье­се «Не­до­ра­зу­ме­ние» («Le malen­ten­du», изд. в 1944, пост. в 1945), а так­же в ро­ма­не «По­сто­рон­ний» («L’t­ran­ger», 1942; эк­ра­ни­за­ция Л. Вис­кон­ти, 1967), где К., пе­ре­ос­мыс­лив тра­ди­ции ев­роп. ро­ма­на вос­пи­та­ния, изо­бра­зил про­ти­во­стоя­ние оди­ноч­ки кос­ным нор­мам мо­ра­ли, обес­смыс­ли­ваю­щим по­ве­де­ние лю­дей. В эс­се «Миф о Си­зи­фе» («Le mythe de Sisyphe», 1942) трак­то­ван­ный в ду­хе стои­циз­ма об­раз Си­зи­фа де­мон­ст­ри­ру­ет воз­мож­ность вы­жи­ва­ния че­ло­ве­ка в аб­сурд­ном ми­ре, а так­же сим­во­ли­зи­ру­ет не внеш­нее, но внутр. вос­ста­ние про­тив бес­смыс­лен­но­сти бы­тия. Про­бле­ма­ти­ка бун­та до­ми­ни­ру­ет в двух «Пись­мах не­мец­ко­му дру­гу» («Lettres à un ami alle­mand», 1943, 1944), пье­сах «Осад­ное по­ло­же­ние» («L’état de siège», изд. в 1949, пост. в 1948; в со­ав­тор­ст­ве с Ж. Л. Бар­ро) и «Пра­вед­ни­ки» («Les justes», пост. в 1949, изд. в 1950), сб. пуб­ли­ци­сти­ки «Зло­бо­днев­ные за­мет­ки I» («Actuel­les I», 1950). Ог­ром­ный ус­пех сни­скал ро­ман-прит­ча «Чу­ма» («La peste», 1947), в ко­то­ром со­еди­ня­ют­ся чер­ты хро­ни­ки, скру­пу­лёз­но фик­си­рую­щей буд­ни уми­раю­ще­го от эпи­де­мии го­ро­да, и со­ци­аль­но-фи­лос. ал­ле­го­рии (по­пыт­ка вы­ра­бо­тать вне­хри­сти­ан­ское ре­ше­ние про­бле­мы спа­се­ния). Из­на­чаль­но ра­зоб­щён­ные и пас­сив­ные ге­рои ро­ма­на пе­ред уг­ро­зой смер­тель­ной опас­но­сти объ­е­ди­ня­ют­ся, что­бы со­вме­ст­но про­ти­во­дей­ст­во­вать гос­под­ствую­ще­му в ми­ре аб­сур­ду. В эс­се «Бун­тую­щий че­ло­век» («L’homme ré­volté», 1951) зву­чит кри­ти­ка то­та­ли­та­риз­ма и свя­зан­но­го с ним оп­рав­да­ния убий­ст­ва; кри­ти­куя совр. ци­ви­ли­за­цию, К. вы­сту­па­ет апо­ло­ге­том «веч­ных цен­но­стей». В ро­ма­не-ис­по­ве­ди «Па­де­ние» («La chute», 1956), со­дер­жа­щем бес­по­щад­ный при­го­вор совр. ин­ди­ви­ду, К. на свой лад трак­ту­ет хри­сти­ан­ский мо­тив пер­во­род­но­го гре­ха. Те­ма бе­зыс­ход­но­го оди­но­че­ст­ва твор­че­ской лич­но­сти раз­ви­та в но­вел­ле «Ио­на, или Ху­дож­ник за ра­бо­той» («Jonas ou l’Artiste au travail», эк­ра­ни­за­ция А. Л. Кай­да­нов­ско­го, 1984), во­шед­шей в сб. «Из­гна­ние и цар­ст­во» («L’exil et le royaume», 1957). В по­след­ний пе­ри­од жиз­ни К. вы­сту­пал с кри­ти­кой ком­му­ни­стич. ре­жи­мов в Вост. Ев­ро­пе и про­тив вой­ны в Ал­жи­ре, ко­то­рой был по­свя­щён 3-й том «Зло­бо­днев­ных за­пи­сок» («Actuelles III», 1958). Кри­ти­ка К. ре­во­люц. на­си­лия вы­зва­ла бур­ные спо­ры сре­ди франц. ин­тел­ли­ген­ции и при­ве­ла к раз­ры­ву дру­же­ских от­но­ше­ний с Ж. П. Сар­тром (1952). По­след­нее со­чи­не­ние К. – не­за­вер­шён­ный ро­ман «Пер­вый че­ло­век» («Le premier homme», опубл. в 1994). На рус. яз. про­из­ве­де­ния К. пе­ре­во­ди­лись с 1966 (пе­ре­вод ро­ма­на «По­сто­рон­ний» вы­пол­нен Г. В. Ада­мо­ви­чем и оза­глав­лен им «Не­зна­ко­мец»); в СССР – с 1968. Но­бе­лев­ская пр. (1957). По­гиб в ав­то­ка­та­ст­ро­фе.

Соч.: Со­чи­не­ния. Хар., 1998. Т. 1–5; Œuvres complètes. P., 2006–. Vol. 1–2–.

Лит.: Ве­ли­ков­ский СИ. Гра­ни «не­сча­ст­но­го соз­на­ния». М., 1973; Куш­кин Е. П. А. Ка­мю. Ран­ние го­ды. Л., 1982; Amiot A.-M. A. Ca­mus et la philosophie. P., 1997; Davidson R. Camus: the challenge of Dostoevsky. Exeter, 1997; Фо­кин С. Л. А. Ка­мю. Ро­ман. Фи­ло­со­фия. Жизнь. СПб., 1999; Aronson R. Camus and Sartre: the story of a friendship and the quarrel that ended it. Chi., 2004; Lévi-Va­len­si J. A. Camus, ou, La naissance d’un ro­man­cier: 1930–1942. P., 2006; Marchetti M. Camus e Dostoevskij: il romanzo sulla scena. Roma, 2007; Di Pilla F. A. Camus e la critica: bibliografia internazionale (1937–1971). Lecce, 1973.

Вернуться к началу