ПИ́НТЕР ХАРОЛД
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́НТЕР (Pinter) Харолд (Гарольд) (10.10.1930, Лондон – 24.12.2008, там же), англ. писатель, сценарист, режиссёр, актёр; обществ. деятель. Родился в евр. семье, сын портного. В 1948 поступил в Королевскую академию драматич. иск-ва, откуда был отчислен за политич. неблагонадёжность. В 1950–51 учился в Центр. школе речи и драмы Лондонского ун-та. С 1950 по 1959 – проф. актёр провинц. театров.
Дебютировал как поэт (1950). Пьесы «Комната» («The room», 1957), «День рождения» («The birthday party», 1958, рус. пер. 2006), «Сторож» («The caretaker», 1960, экранизация по сценарию П., 1963, реж. К. Доннер; рус. пер. 1968), в которых элементы абсурда театра и экзистенциалистской драмы причудливо сочетались с худож. открытиями брит. драматургов «новой волны» (Дж. Осборн и др.), принесли П. славу одного из ведущих англ. драматургов нового поколения; немотивированное насилие, на которое были способны его герои, воспринималось как форма антибуржуазного протеста. Лучшие пьесы П. 1960–80-х гг. отмечены углублённым психологизмом, неожиданными поворотами сюжета, разговорной лексикой, широким использованием в диалогах пауз и недоговорённостей, порождающих эффект некой скрытой тайны, а также оригинальной интерпретацией сценич. пространства: «Возвращение домой» («The homecoming», 1965, рус. пер. 2006), «Былые времена» («Old time», 1971, рус. пер. 1971), «Предательство» («Betrayal», 1978, рус. пер. 1988), «Горский язык» («Mountain language», 1988, рус. пер. 2006) и др. Выставляя в комич. свете условности и мораль буржуазного мира, П. даёт остроиронич. интерпретацию современности с её человеческой разобщённостью и взаимным непониманием.
С 1970-х гг. принимал активное участие в движении за права человека: выступал против политики Турции в отношении курдов, действий США в Никарагуа, Афганистане и Ираке и др. Гротескное изображение реалий политич. жизни и социальная острота присущи пьесам 1990-х – нач. 2000-х гг.: «Новый мировой порядок» («The new world order», 1991), «Прах к праху» («Ashes to аshes», 1996), «Воспоминания о прошлом» («Remembrance of Things Past», 2000) и др. Политич. тематика определила характер поэтич. сб. «Война» («War», 2003). Автор киносценариев: трилогия режиссёра Дж. Лоузи «Слуга» (1963), «Несчастный случай» (1967), «Посредник» (1970); «Последний магнат» (1976, по роману Ф. С. Фицджералда; реж. Э. Казан), «Женщина французского лейтенанта» (1981, по роману Дж. Фаулза; реж. К. Райш), «История служанки» (1990, по роману М. Этвуд; реж. Ф. Шлёндорф), «Процесс» (1996, по роману Ф. Кафки; реж. Д. Джонс) и др.; снимался как киноактёр. Среди др. произведений: рассказы, радиопьесы; политич. публицистика. Нобелевская пр. (2005). Награждён орденом Британской империи (1966), орденом Почётного легиона (2007).