ЛО́УЗИ ДЖОЗЕФ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́УЗИ (Losey) Джозеф (14.1.1909, Ла-Кросс, штат Висконсин – 22.6.1984, Лондон), амер. режиссёр. Изучал медицину, затем учился в Гарвардской школе искусств. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. занимался документальным и научно-популярным кино. Призванный в 1943 на воен. службу, Л. снимал учебные фильмы для воен. ведомства. Первый полнометражный игровой фильм – «Мальчик с зелёными волосами» (1948). В этой притче о праве быть собой проявился типичный для всего творчества Л. интерес к поведению людей в исключительных, выявляющих их сущность обстоятельствах. В созданной им в Голливуде серии «чёрных фильмов» [«Беззаконие», 1949; «Мародёр», 1950; «М» («Убийца», по одноим. фильму Ф. Ланга), 1950; «Большая ночь», 1951] проявились осн. черты режиссёрского почерка (т. н. барочный стиль Л.): резкие контрасты тени и света, выразит. мизансцены, необычные ракурсы съёмки. В 1951, находясь в Италии, Л. был затребован для дачи показаний перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, из-за чего остался в Европе и был занесён в голливудские «чёрные списки». Обосновавшись в Великобритании, под псевдонимом снимал триллеры, окрашенные горечью, чувством безнадёжности, с редкими лирич. эпизодами (в т. ч. направленный против угрозы атомной войны триллер с элементами науч. фантастики «Проклятые», 1961). Новый период творчества Л. отмечен повышенным вниманием к психологич. состоянию персонажей, испытывающих экзистенциальный кризис и теряющих личностную идентичность либо под влиянием безнадёжной страсти, либо вследствие невозможности противостоять нравственному разложению традиц. общества («Ева», 1962; «Слуга», 1963; «Несчастный случай», 1967, пр. Мкф в Канне). Высшим достижением Л. стал ф. «Посредник» (1971, пр. Мкф в Канне), в котором из-под ностальгич. флёра «прекрасной эпохи» нач. 20 в. открывались роковые страсти, преследующие героев и через мн. десятилетия. В 1970-е гг. Л. работал в разных странах Европы и мира. В Испании снял аллегорич. драму преследования «Ландшафт с фигурами» (1970), в Мексике и Италии – «Убийство Троцкого» (1972), в Норвегии – «Кукольный дом» по Г. Ибсену (1973), во Франции (где режиссёр обосновался после 1976) – драму «Месье Кляйн», погружающую зрителя в кафкианскую атмосферу оккупированного гитлеровцами Парижа. В 1979 создал фильм-оперу «Дон Жуан», признанный одним из лучших в этом жанре. После неудачи с экранизацией романа Р. Вайяна «Форель» (1982) Л. возвратился в Лондон (умер во время работы над монтажом своего последнего фильма «Парилка»).