О́СБОРН ДЖОН ДЖЕЙМС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́СБОРН (Osborne) Джон Джеймс (12.12.1929, Фулем, близ Лондона – 24.12.1994, Клан, графство Шропшир), англ. драматург. Из семьи художника. Работал репортёром (1947–48), актёром и менеджером провинц. репертуарных трупп (1948–55). В 1950 дебютировал как драматург: драма о попытках молодого провинц. художника найти себя в иск-ве «Дьявол, сидящий в нём» («The devil inside him», в соавторстве с С. Линден); ту же тему развивает драма «Эпитафия для Джорджа Диллона» («Epitaph for George Dillon», в соавторстве с Э. Крейтоном; пост. в 1957, опубл. в 1958). Широкую известность О. принесла написанная под влиянием драматургии Г. Ибсена и Т. Уильямса драма «Оглянись во гневе» («Look back in anger», пост. в 1956, опубл. в 1957, экранизация Т. Ричардсона – 1958; рус. пер. 1959), ознаменовавшая собой рождение драмы «новой волны» (отказ от стилистики развлекательного театра; появление нового героя – «рассерженного молодого человека», открыто критикующего традиц. буржуазные ценности). В 1956–66 выступал как актёр в эксперим. лондонском театре «Royal Court». В 1958 совм. с Ричардсоном основал киностудию «Woodfall films»; автор сценария снискавшего большой успех ф. «Том Джонс» (1963, по роману Г. Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша»). В социально-критич. драме «Комедиант» («The entertainer», пост. и опубл. в 1957, экранизация Ричардсона – 1959), наряду с влиянием Б. Брехта (зонги, приёмы параллелизма, эпич. формат), проявилось воздействие эстетики мюзик-холла. Трактовка истории в трагедии «Лютер» («Luther», 1961) во многом перекликается с характерным для пьесы Брехта «Жизнь Галилея» выявлением вечных, экзистенц. коллизий в историч. сюжете. В центре одной из самых значит. пьес О. – драме «Неподсудное дело» («Inadmissible evidence», пост. в 1964, опубл. в 1965; рус. пер. 1967) – страдающий от одиночества и собств. эгоизма, душевно опустошённый герой, рассуждающий о бренности мира и тщетности всяческих усилий. Ощущением кризиса зап.-европ. цивилизации проникнута и историч. драма «Патриот» («A patriot for me», пост. в 1965, опубл. в 1966; вольная экранизация И. Сабо под назв. «Полковник Редль», 1985). Среди др. сочинений: муз. комедия «Мир Пола Сликки» («The world of Paul Slickey», 1959); драматич. дилогия «Пьесы для Англии» («Plays for England», 1963–65); драмы «Отель в Амстердаме» («The hotel in Amsterdam», пост. в 1968, опубл. в 1973) и «К западу от Суэца» («West of Suez», 1969); сатирич. драмы «Чувство отрешённости» («A sense of detachment», пост. в 1972, опубл. в 1973) и «Посмотри, как всё рушится» («Watch it come down», опубл. в 1975, пост. в 1976); сценич. адаптации пьес У. Шекспира, Лопе Ф. де Веги Карпьо, Г. Ибсена, А. Стриндберга; автобиографич. проза.