АРТО́
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРТО́ (Artaud) Антонен (наст. имя Антуан Мари Жозеф) (4.9.1896, Марсель – 4.3.1948, Иври-сюр-Сен), франц. актёр, режиссёр, теоретик театра, поэт, художник. Как актёр в 1922 работал у Ш. Дюллена (Ансельм – «Скупой» Мольера, Дон Басилио – «Жизнь есть сон» Кальдерона, и др.), в 1923 у Ж. Питоева (см. Питоевы) (клоун Джексон – «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева, и др.). В 1924–26 примыкал к сюрреалистам, возглавил Сюрреалистич. Бюро Исследований, где разрабатывал теорию этого направления. Вместе с Р. Витраком и Р. Ароном в 1926 создал «Театр Альфреда Жарри» (закрыт в 1930). В 1932 опубликовал манифест «Театра жестокости». В 1936–37 путешествовал по Мексике и Ирландии. С 1937 до конца жизни – в психиатрич. клинике [этот трагич. опыт частично отображён в «Родезских письмах» («Lettres de Rodez», 1943–46)]. А. – один из крупнейших теоретиков театра 20 в., оказавший влияние на развитие театрального иск-ва Европы (особенно абсурда театра) после 2-й мировой войны. По А., театр призван изменить мировосприятие зрителя путём сильного эмоционального воздействия; он должен не повторять повседневную реальность, но создавать свою собственную, обращая зрителя к метафизич. глубинам жизни в её изначальной жестокости и для этого уподобляясь магич. действу. Отвергая зависимость театра от сюжета и связного текста, А. стремился создать новый сценич. язык, в котором преобладают невербальные элементы (интонация, жест, позы, движения, свет), наделённые одновременно и символич. значимостью, и силой непосредственного воздействия на чувства. Слова должны обрести силу заклинания, предметы и тела актёров – возвыситься до символов, сцена и зал – слиться в единое пространство, восстанавливающее прямое общение между зрителем и актёром (предлагал поместить зрителя на вращающиеся кресла в самый центр происходящего). Акт жестокости – это подлинная жизнь, не обозначаемая, а непосредственно творимая актёром на глазах у зрителя. В 1935 в театре «Фоли-Ваграм» поставил пьесу «Ченчи» (по П. Б. Шелли и Стендалю). Снимался в кино («Страсти Жанны Д’Арк» К. Т. Дрейера и «Наполеон» А. Ганса, оба 1927, и др.), автор сценария ф. «Раковина и священник» (1928).
Поэтич. творчество А. [сб-ки «Небесный трик-трак» («Tric-trac du ciel», 1923), «Пуповина лимба» («L’Ombilic des limbes», 1925)] отмечено эзотеризмом, мессианизмом, нигилистич. отношением к рациональному познанию и к базовым ценностям зап. цивилизации; оно носит алогичный характер, насыщено глоссолалиями, макаронизмами, нарушает ритмич. схемы. А. – автор псевдоисторич. романа «Гелиогабал, или Коронованный анархист» («Héliogabale ou l’anarchiste couronné», 1934) и кн. «Новые размышления о Бытии» («Nouvelles révélations de l’être», 1937), куда вошли пророчества, созданные с использованием карт таро.