ДРЕ́ЙЕР КАРЛ ТЕОДОР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРЕ́ЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (3.2.1889, Копенгаген – 20.3.1968, там же), режиссёр, сценарист, один из создателей дат. кинематографа. С 1908 работал журналистом. С 1912 на студии «Nordisk Film» в Копенгагене, автор титров, монтажёр, сценарист. Уже в режиссёрском дебюте («Президент», 1919) проявился интерес Д. к выявлению пластич. выразительности кадра, к детали как отражению внутр. мира героя. В ф. «Страницы из книги сатаны» (1920) Д. размышлял о политич. и религ. нетерпимости. Пристальное внимание к психологии персонажа всегда было свойственно произведениям Д., рассказывал ли он о жизни норв. крестьян («Вдова пастора», 1920), событиях рус. Революции 1905–07 («Возлюби ближнего», 1921), артистич. среде («Михаэль», 1924) или морали буржуазной семьи («Уважай свою жену», 1925). Фильм «Страсти Жанны д’Арк» (1927) отличали динамич. чередование крупных планов, выразит. ракурсы, филигранная работа с актёрами. Д. применял в своих картинах ассоциативный монтаж, успешно решал колористич. задачи с помощью чёрного, серого и белого тонов. Для композиции кадра в его фильмах характерны строгая целесообразность и красота, в костюмах и декорациях органически сочетались историч. достоверность, монументальность и обобщённый лаконизм. После первого звукового ф. «Вампир» (1932) Д., противник коммерч. кинематографа, долгое время оставался без работы. В 1943 вернулся в кино и снял один из лучших своих фильмов – «День гнева» (по пьесе «Анна, дочь Петера» Х. Вирс-Енсена). Избрав в качестве сюжетно-историч. фона «охоту на ведьм» в ср.-век. Норвегии, Д. противопоставил жизнелюбивую и искреннюю героиню её пуританскому окружению. В экранизации пьесы К. Мунка «Слово» (1955, гл. пр. Мкф в Венеции) проявились богоискательские тенденции. Поиск экранного воплощения высокой трагедии Д. продолжил в экранизации пьесы Я. Сёдерберга «Гертруда» (1965). Значителен вклад Д. в развитие дат. документального кинематографа: «Помощь матерям» (1942), «Датские сельские церкви» (1947), «Торвальдсен» (1949), «Мост Сторстрём» (1950), «Замок в замке» (1954). Автор сценариев для фильмов реж. Й. Роса «Шекспир и Кронборг» (1950), «Реконструкция Рене и Неске» (1954).