Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАНС АБЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 389

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Ганс. Кадр из фильма «Колесо». 1923.

ГАНС (Gance) Абель (25.10.1889, Па­риж – 10.11.1981, там же), франц. ре­жис­сёр. Один из вид­ных пред­ста­ви­те­лей ев­роп. аван­гар­диз­ма. Творч. дея­тель­ность на­чал как по­эт и дра­ма­тург. В 1908 иг­рал в те­ат­рах Па­ри­жа, Брюс­се­ля. В 1909 снял­ся в ф. «Моль­ер» (реж. Л. Пер­ре). В 1910–11 пи­сал сце­на­рии для ре­жис­сё­ров Л. Фёй­а­да и А. Ка­пел­ла­ни. Пер­вая ре­жис­сёр­ская ра­бо­та Г. – «Пло­ти­на» (1912). В 1914–15 слу­жил в ар­мии, ста­вил филь­мы на во­ен. те­му («Воз­вра­ща­ют­ся ли мёрт­вые?», 1915; «Ге­ро­изм Пад­ди», 1916, и др.). В 1915 по­ста­вил ф. «Бе­зу­мие док­то­ра Тю­ба», где экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал, при­ме­няя ком­би­ни­ров. съём­ки, двой­ную экс­по­зи­цию, де­фор­ми­рую­щую оп­ти­ку и т. п. Ус­пе­хом поль­зо­ва­лись филь­мы «Ма­терь скор­бя­щая» (1917), «Де­ся­тая сим­фо­ния» (1918), «Я об­ви­няю» (1919). В ф. «Ко­ле­со» (1923) мощ­ный тем­пе­ра­мент ре­жис­сё­ра про­явил­ся в стре­ми­тель­ном рит­ме, дос­тиг­ну­том сред­ст­ва­ми мон­та­жа и не­ожи­дан­ны­ми ра­кур­са­ми. Все свои зна­чит. филь­мы Г. ста­вил по собств. сце­на­ри­ям. Круп­ней­шее дос­ти­же­ние – ис­то­рич. ф. «На­по­ле­он» (1927), где впер­вые бы­ла ис­поль­зо­ва­на изо­бре­тён­ная Г. тех­ни­ка «по­ли­ви­де­ния» (од­но­вре­мен­ная про­ек­ция раз­ных пла­нов на три эк­ра­на). В го­ды зву­ко­во­го ки­но Г. пер­вым сфор­му­ли­ро­вал по­ня­тие «зву­ко­вой пер­спек­ти­вы», пред­вос­хи­тив­шее по­яв­ле­ние сте­рео­фо­нии. Про­дол­жал раз­ра­ба­ты­вать но­вые приё­мы ки­но­тех­ни­ки, по­вто­рял в зву­ко­вом ва­ри­ан­те свои ста­рые филь­мы – «Ма­терь скор­бя­щая» (1932), «На­по­ле­он» (1934), «Я об­ви­няю» (1938) и др., ли­бо ста­вил эк­ра­ни­за­ции и ме­ло­дра­мы – «Да­ма с ка­ме­лия­ми» (1934), «Ве­ли­кая лю­бовь Бет­хо­ве­на» (1936), «По­те­рян­ный рай» (1940) и др. В 1954 по­ста­вил ф. «Нель­ская баш­ня». Про­дол­жал экс­пе­ри­мен­ты с но­вы­ми тех­нич. сред­ст­ва­ми («Ма­жи­ра­ма», 1956, совм. с Н. Ка­план), при­ме­няя их для соз­да­ния мас­штаб­но­го эк­ран­но­го зре­ли­ща («Ау­стер­лиц», 1960, совм. с Р. Риш­бе). Пер­вый лау­ре­ат нац. Гран-при в об­лас­ти ки­но (1974).

Лит.: Jeanne R., Ford Ch. A. Gance. P., 1963.

Вернуться к началу