ГАНС АБЕЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАНС (Gance) Абель (25.10.1889, Париж – 10.11.1981, там же), франц. режиссёр. Один из видных представителей европ. авангардизма. Творч. деятельность начал как поэт и драматург. В 1908 играл в театрах Парижа, Брюсселя. В 1909 снялся в ф. «Мольер» (реж. Л. Перре). В 1910–11 писал сценарии для режиссёров Л. Фёйада и А. Капеллани. Первая режиссёрская работа Г. – «Плотина» (1912). В 1914–15 служил в армии, ставил фильмы на воен. тему («Возвращаются ли мёртвые?», 1915; «Героизм Падди», 1916, и др.). В 1915 поставил ф. «Безумие доктора Тюба», где экспериментировал, применяя комбиниров. съёмки, двойную экспозицию, деформирующую оптику и т. п. Успехом пользовались фильмы «Матерь скорбящая» (1917), «Десятая симфония» (1918), «Я обвиняю» (1919). В ф. «Колесо» (1923) мощный темперамент режиссёра проявился в стремительном ритме, достигнутом средствами монтажа и неожиданными ракурсами. Все свои значит. фильмы Г. ставил по собств. сценариям. Крупнейшее достижение – историч. ф. «Наполеон» (1927), где впервые была использована изобретённая Г. техника «поливидения» (одновременная проекция разных планов на три экрана). В годы звукового кино Г. первым сформулировал понятие «звуковой перспективы», предвосхитившее появление стереофонии. Продолжал разрабатывать новые приёмы кинотехники, повторял в звуковом варианте свои старые фильмы – «Матерь скорбящая» (1932), «Наполеон» (1934), «Я обвиняю» (1938) и др., либо ставил экранизации и мелодрамы – «Дама с камелиями» (1934), «Великая любовь Бетховена» (1936), «Потерянный рай» (1940) и др. В 1954 поставил ф. «Нельская башня». Продолжал эксперименты с новыми технич. средствами («Мажирама», 1956, совм. с Н. Каплан), применяя их для создания масштабного экранного зрелища («Аустерлиц», 1960, совм. с Р. Ришбе). Первый лауреат нац. Гран-при в области кино (1974).