Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИТО́ЕВЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова
Питоевы: Жорж (Гамлет) и Людмила (Офелия) в трагедии «Гамлет» У. Шекспира.

ПИТО́ЕВЫ (Pitoёff) Жорж и Люд­ми­ла, се­мья рос.-франц. ак­тё­ров, те­ат­раль­ных дея­те­лей. Жорж (Ге­ор­гий Ива­но­вич) [4(16).9.1884, Тиф­лис – 17.9.1939, Же­не­ва]. Ро­дил­ся в обес­пе­чен­ной рус.-арм. се­мье, из ко­то­рой вы­шли вид­ные те­ат­раль­ные дея­те­ли и ме­це­на­ты (отец – ре­жис­сёр и ди­рек­тор Тиф­лис­ско­го опер­но­го те­ат­ра). В нач. 1900-х гг. учил­ся в Моск. ун-те и в моск. Ин-те пу­тей со­об­ще­ния; ув­лёк­ся иск-вом МХТ. В 1905–1908 в Па­ри­же; учил­ся на юри­дич. ф-те Сор­бон­ны. Ис­пы­тал влия­ние Ж. Ко­по, А. Ан­туа­на. В 1908–11 со­труд­ни­чал с В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской, П. П. Гай­де­бу­ро­вым, изу­чал рит­ми­ку у Э. Жа­ка-Дальк­ро­за. В 1912 в С.-Пе­тер­бур­ге ор­га­ни­зо­вал (совм. с А. П. Зо­но­вым) «Наш те­атр». По­сле смер­ти ма­те­ри (1914) уехал в Па­риж, где по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной – Л. Я. Сма­но­вой. В 1915 суп­ру­ги П. пе­ре­еха­ли в Же­не­ву; с окт. 1918 ве­дёт свой от­счёт те­ат­раль­ная ком­па­ния Ж. Пи­тое­ва. Сре­ди по­ста­но­вок же­нев­ско­го пе­рио­да: «При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на (1916), «Гам­лет» (1920) и «Мак­бет» (1921) У. Шек­спи­ра, «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва (1921). С 1922 в Па­ри­же. В 1927 Ж. Пи­то­ев, наря­ду с Г. Ба­ти, Ш. Дюл­ле­ном и Л. Жу­ве, под­пи­сал до­ку­мент о соз­да­нии экс­пе­рим. те­ат­раль­но­го объ­е­ди­не­ния «Кар­тель» («Кар­тель че­ты­рёх»), на­прав­ленно­го на об­нов­ле­ние франц. сце­нич. иск-ва. В 1934 труп­па Пи­тое­ва об­ре­ла по­сто­ян­ную сце­нич. пло­щад­ку в па­риж­ском те­ат­ре «Ма­тю­рен».

От­да­вая пред­поч­те­ние совр. дра­ма­тур­гии, Пи­то­ев по­зна­ко­мил франц. зри­те­ля с пье­са­ми А. П. Че­хо­ва, Л. Пи­ран­дел­ло, К. Гам­су­на, А. Шниц­ле­ра, Ф. Брук­нера, Ю. О’Нила. За­но­во от­крыл пье­сы Г. Иб­се­на («При­ви­де­ния», 1922; «Бранд», 1928; «Ку­коль­ный дом», 1930; «Ди­кая ут­ка», 1934; «Враг на­ро­да», 1939) и Б. Шоу («Свя­тая Ио­ан­на», 1925, и др.), не имев­ше­го до это­го боль­шо­го сце­нич. ус­пе­ха во Фран­ции. Ста­вил про­из­ве­де­ния Л. Н. Ан­д­рее­ва, А. А. Бло­ка, Л. Н. Тол­сто­го. Од­ним из пер­вых во Фран­ции на­чал ста­вить без со­кра­ще­ний пье­сы У. Шек­спи­ра («Ме­ра за ме­ру», 1922; «Гам­лет», 1926; «Ро­мео и Джуль­ет­та», 1937). Франц. дра­ма­тур­гия бы­ла пред­став­ле­на име­на­ми Ж. Ануя («Пу­те­ше­ст­вен­ник без ба­га­жа», 1937; «Ди­кар­ка», 1938), а так­же Ж. Дюа­ме­ля, Ж. Кок­то, Ж. Сю­пер­вь­е­ля и др. Все­го по­ста­вил св. 200 спек­так­лей, боль­шин­ст­во – в собств. сце­но­гра­фии, для ко­то­рой ха­рак­тер­ны ми­ни­ма­ли­стич­ные, мо­биль­ные, тя­го­тею­щие к аб­ст­рак­ции де­ко­ра­ции и вы­ра­зит. ос­ве­ще­ние. В ак­тё­рах це­нил пре­ж­де все­го спо­соб­ность к пе­ре­жи­ва­нию. Иг­ра са­мо­го Пи­тое­ва от­ли­ча­лась им­про­ви­за­ци­он­но­стью и пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­но­стью: Гам­лет (в од­но­им. пье­се Шек­спи­ра), Ос­вальд и Док­тор Сто­кман («При­ви­де­ния» и «Враг на­ро­да» Иб­се­на), Ни­ки­та («Власть тьмы» Тол­сто­го), Три­го­рин и Ту­зен­бах («Чай­ка» и «Три се­ст­ры» Че­хо­ва), Ген­рих IV в од­но­им. пье­се Пи­ран­дел­ло. В 1930-х гг. сни­мал­ся в ки­но.

Его же­на, Люд­ми­ла Яков­лев­на (в де­ви­че­ст­ве Сма­но­ва) (25.12.1895, Тиф­лис – 15.9.1951, Рю­эй-Маль­ме­зон, Иль-де-Франс; по­хо­ро­не­на ря­дом с му­жем близ Же­не­вы). С 1905 жи­ла в Па­ри­же. Бра­ла уро­ки у тра­ги­ка П. Му­не. В 1916 де­бю­ти­ро­ва­ла в ро­ли Ко­лом­би­ны в «Ба­ла­ган­чи­ке» А. А. Бло­ка. Од­на из ве­ду­щих франц. ак­трис 1920–30-х гг. Ши­ро­кую из­вест­ность при­нес­ли гл. ро­ли в спек­так­лях Ж. Пи­тое­ва: Офе­лия («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Ни­на За­реч­ная («Чай­ка» А. П. Че­хо­ва), Ио­ан­на д’Арк («Свя­тая Ио­ан­на» Б. Шоу) и др. Кри­ти­ки срав­ни­ва­ли её с Э. Ду­зе, вос­пе­ва­ли про­ник­но­вен­ную иг­ру, от­ли­чав­шую­ся изящ­ной про­сто­той, «не­су­ет­ли­вой точ­но­стью», пла­стич­но­стью и му­зы­каль­но­стью. Сре­ди др. ро­лей: Ме­дея («Ме­дея» Се­не­ки), Мар­га­ри­та Го­тье («Да­ма с ка­ме­лия­ми» А. Дю­ма-сы­на), Но­ра («Ку­коль­ный дом» Г. Иб­се­на). По­сле смер­ти му­жа жи­ла в Швей­ца­рии (1939–1941); в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ра­бо­та­ла в США и Ка­на­де. Вер­ну­лась в Па­риж (1946), вос­ста­но­ви­ла ряд спек­так­лей Ж. Пи­тое­ва.

Лит.: G. Pitoёff. Notre théâtre. Textes et docu­ments réunis par J. de Rigault. P., 1949; Pi­to­ёff A. Ludmila, ma mère. P., 1955; Hort J. La vie héroїque des Pitoёff. Gen., 1966; Фин­кель­штейн Е. Л. Кар­тель че­ты­рех: Фран­цуз­ская те­ат­раль­ная ре­жис­су­ра ме­ж­ду дву­мя вой­на­ми. Л., 1974; Jomaron J. G. Pitoёff met­teur en scène. Lausanne, 1979; idem. Les Pi­toёff, un ro­man théâtral. P., 1996; G. Pitoёff, le régisseur idéal: Anthologie des textes de G. Pitoёff. P., 2001; Те­атр Ж. Пи­тое­ва: Ста­тьи, вы­сту­п­ле­ния, ин­тер­вью, пись­ма / Сост. Н. Жи­ре. М., 2005.

Вернуться к началу