ПИТО́ЕВЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИТО́ЕВЫ (Pitoёff) Жорж и Людмила, семья рос.-франц. актёров, театральных деятелей. Жорж (Георгий Иванович) [4(16).9.1884, Тифлис – 17.9.1939, Женева]. Родился в обеспеченной рус.-арм. семье, из которой вышли видные театральные деятели и меценаты (отец – режиссёр и директор Тифлисского оперного театра). В нач. 1900-х гг. учился в Моск. ун-те и в моск. Ин-те путей сообщения; увлёкся иск-вом МХТ. В 1905–1908 в Париже; учился на юридич. ф-те Сорбонны. Испытал влияние Ж. Копо, А. Антуана. В 1908–11 сотрудничал с В. Ф. Комиссаржевской, П. П. Гайдебуровым, изучал ритмику у Э. Жака-Далькроза. В 1912 в С.-Петербурге организовал (совм. с А. П. Зоновым) «Наш театр». После смерти матери (1914) уехал в Париж, где познакомился со своей будущей женой – Л. Я. Смановой. В 1915 супруги П. переехали в Женеву; с окт. 1918 ведёт свой отсчёт театральная компания Ж. Питоева. Среди постановок женевского периода: «Привидения» Г. Ибсена (1916), «Гамлет» (1920) и «Макбет» (1921) У. Шекспира, «Чайка» А. П. Чехова (1921). С 1922 в Париже. В 1927 Ж. Питоев, наряду с Г. Бати, Ш. Дюлленом и Л. Жуве, подписал документ о создании эксперим. театрального объединения «Картель» («Картель четырёх»), направленного на обновление франц. сценич. иск-ва. В 1934 труппа Питоева обрела постоянную сценич. площадку в парижском театре «Матюрен».
Отдавая предпочтение совр. драматургии, Питоев познакомил франц. зрителя с пьесами А. П. Чехова, Л. Пиранделло, К. Гамсуна, А. Шницлера, Ф. Брукнера, Ю. О’Нила. Заново открыл пьесы Г. Ибсена («Привидения», 1922; «Бранд», 1928; «Кукольный дом», 1930; «Дикая утка», 1934; «Враг народа», 1939) и Б. Шоу («Святая Иоанна», 1925, и др.), не имевшего до этого большого сценич. успеха во Франции. Ставил произведения Л. Н. Андреева, А. А. Блока, Л. Н. Толстого. Одним из первых во Франции начал ставить без сокращений пьесы У. Шекспира («Мера за меру», 1922; «Гамлет», 1926; «Ромео и Джульетта», 1937). Франц. драматургия была представлена именами Ж. Ануя («Путешественник без багажа», 1937; «Дикарка», 1938), а также Ж. Дюамеля, Ж. Кокто, Ж. Сюпервьеля и др. Всего поставил св. 200 спектаклей, большинство – в собств. сценографии, для которой характерны минималистичные, мобильные, тяготеющие к абстракции декорации и выразит. освещение. В актёрах ценил прежде всего способность к переживанию. Игра самого Питоева отличалась импровизационностью и психологич. достоверностью: Гамлет (в одноим. пьесе Шекспира), Освальд и Доктор Стокман («Привидения» и «Враг народа» Ибсена), Никита («Власть тьмы» Толстого), Тригорин и Тузенбах («Чайка» и «Три сестры» Чехова), Генрих IV в одноим. пьесе Пиранделло. В 1930-х гг. снимался в кино.
Его жена, Людмила Яковлевна (в девичестве Сманова) (25.12.1895, Тифлис – 15.9.1951, Рюэй-Мальмезон, Иль-де-Франс; похоронена рядом с мужем близ Женевы). С 1905 жила в Париже. Брала уроки у трагика П. Муне. В 1916 дебютировала в роли Коломбины в «Балаганчике» А. А. Блока. Одна из ведущих франц. актрис 1920–30-х гг. Широкую известность принесли гл. роли в спектаклях Ж. Питоева: Офелия («Гамлет» У. Шекспира), Нина Заречная («Чайка» А. П. Чехова), Иоанна д’Арк («Святая Иоанна» Б. Шоу) и др. Критики сравнивали её с Э. Дузе, воспевали проникновенную игру, отличавшуюся изящной простотой, «несуетливой точностью», пластичностью и музыкальностью. Среди др. ролей: Медея («Медея» Сенеки), Маргарита Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына), Нора («Кукольный дом» Г. Ибсена). После смерти мужа жила в Швейцарии (1939–1941); в годы 2-й мировой войны работала в США и Канаде. Вернулась в Париж (1946), восстановила ряд спектаклей Ж. Питоева.