ПСИХОАНА́ЛИЗ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХОАНА́ЛИЗ, направление в психологии, основанное З. Фрейдом в кон. 19 – 1-й трети 20 вв. Обычно в П. выделяется метод исследования психики, система знаний о поведении человека и способ лечения психич. заболеваний. Начало П. связано с открытием Фрейдом в 1896 метода «свободных ассоциаций», применявшегося им с диагностич. и лечебными целями и предполагавшего приостановку сознательного контроля. Помимо этого, П. как метод исследования включает в себя анализ содержания сновидений, фантазий, представлений и аффективного поведения. Первоначально П. был методом лечения истерии, который привёл Фрейда к мысли о том, что социально неприемлемые представления и импульсы пациента (обычно сексуального характера) вытесняются им в бессознательное, порождая сопротивление их раскрытию в сознании из-за связанных с ними болезненных аффектов. Происходящий в процессе лечения перенос на психоаналитика детских отношений пациента к родителям позволяет ему избавиться от своего невроза в ходе терапевтич. работы. Фрейд разделил психич. расстройства на неврозы переноса и нарциссические неврозы (в совр. классификации – психозы), при которых не совершается перенос между пациентом и аналитиком, и по этой причине они не поддаются психоаналитич. лечению. Возникающие в ходе лечения перенос и сопротивление Фрейд считал краеугольными камнями психоанализа.
Созданная З. Фрейдом топографич. модель психики (сознание, предсознание, бессознательное) с т. н. цензурой на стыках между соответствующими частями, а также разработанная им психобиологич. теория влечений (противоположно направленные влечение Я к самосохранению и сексуальное влечение – либидо), обладающих психич. энергией, стали основой психоаналитич. терапии, состоящей в переводе бессознательного содержания психики в сознание посредством интерпретации аналитиком материала, сообщаемого ему пациентом.
Заимствовав у основателя психофизики Г. Т. Фехнера понимание психики как гомеостатич. системы, З. Фрейд по аналогии с понятием физич. энергии постулировал два тесно связанных между собой принципа работы психич. аппарата – принцип инерции (стремление к сохранению динамической стабильности системы) и принцип постоянства в сохранении степени возбуждения. Источником инстинктивного влечения – чисто психологич. феномена – является процесс возбуждения, протекающий внутри организма (так, источником сексуального влечения Фрейд считал некоторые эрогенные зоны тела). Считая влечения гл. фактором мотивации человеческого поведения, Фрейд усматривал в них влияние врождённых, соматически обусловленных биологич. сил. Выражением разл. порывов, связанных с влечением, являются представления, которые, однако, не тождественны самим влечениям. Лежащая в основе конфликта несовместимость разл. представлений, возникающих одновременно, отражает лишь борьбу между отд. влечениями, когда одна группа представлений старается изолировать и не допустить осознания др. группы представлений, которая и подвергается вытеснению.
В классич. П. вытесненными в бессознательное обычно считались неприемлемые сексуальные влечения, которые можно было интерпретировать как энергетически, так и в ценностном плане как влечения, входящие в конфликт с существующими нормами культуры. Характерным для разработанной Фрейдом модели психич. аппарата П. Рикёр считал переплетение энергетич. и герменевтич. подходов.
Столкнувшись в дальнейшем с такими проблемами, как военные неврозы, бессознательное чувство вины, негативная терапевтич. реакция и др., которые трудно было объяснить с помощью топографич. модели психики, Фрейд пересмотрел свою прежнюю теорию инстинктивных влечений и включил в неё деструктивный компонент – агрессивное влечение. В созданной им в 1920-е гг. структурной модели психики роль психич. регуляторов отводилась таким трём инстанциям, как Эго (Я), Супер-эго (Сверх-я) и Ид (Оно), а роль противоположно направленных влечений стали играть влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Ид охватывает всё унаследованное, заложенное в конституции, т. е. влечение, проистекающее из соматич. организации, оно содержит свободную подвижную энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия. Супер-эго, развивающееся на основе ранней идентификации с родителями в период крушения эдипова комплекса, устанавливает и поддерживает нравств. стандарты и желаемые цели и идеалы, порождая в случае отхода от них угрызения совести и чувство вины. Эго, наряду с функциями адаптации и контроля, осуществляет интегрирующую функцию, соотносит проистекающие из Ид влечения с требованиями внешнего мира, а также с требованиями Супер-эго. Для осуществления своих синтезирующих функций Эго, действующее в соответствии с принципом реальности, использует ряд защитных механизмов личности – вытеснение, регрессию, сублимацию и др.
Дальнейшие метаморфозы П. начались ещё при жизни З. Фрейда и связаны с работами его учеников. В созданном А. Адлером после разрыва с Фрейдом в 1911 своём варианте П. – индивидуальной психологии – в качестве энергетич. двигателя психич. активности и поведения человека вместо фрейдовского либидо выступают стремление к власти (компенсация комплекса неполноценности) и социальный интерес, который формируется лишь в ходе воспитания. В силу этого при интерпретации симптомов Адлера интересовали не причины невроза, а его цели, и он делал акцент на текущих причинах конфликтов и порождённых данной культурой дисгармоний.
К. Г. Юнг, отвергнув сексуальную интерпретацию либидо и истолковав его как психич. энергию, создал свой вариант глубинной психологии – аналитическую психологию. Её ядром, как и у Фрейда, стало учение о бессознательном, но в отличие от него Юнг, наряду с личным бессознательным, содержащим в себе всё то, что было вытеснено в ходе развития индивида, постулировал также существование коллективного бессознательного – носителя и хранителя наследуемого архетипического опыта филогенетич. развития человечества. Целью человека, по Юнгу, является «индивидуация» – нахождение собств. уникального пути, т. е. самоосуществление.
В 1920–30-е гг. получил распространение гл. обр. в США неофрейдизм, представители которого (К. Хорни, Х. С. Салливан, Э. Фромм и др.), подвергнув критике ряд фундам. положений З. Фрейда (в т. ч. теорию либидо), акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.
Заложенные З. Фрейдом в 1920-е гг. основы эго-психологии были развиты его дочерью А. Фрейд, а также Х. Хартманном (США) и др. Эго-психология явилась дальнейшей разработкой классич. П. с его акцентом на разрешении невроза переноса. Возникший в 1970-е гг. кризис этого направления способствовал смещению акцентов в сторону теории объектных отношений, разработанной М. Кляйн и основанной ею школой брит. теоретиков [М. Балинт (1896–1970), Д. Уинникотт (Винникотт) (1896–1971), Р. Фэрбэрн (1890–1964) и др.]. Исследуя существующие с момента рождения т. н. интроекты – «внутренние объекты», не интегрированные полностью в структуру Я, Кляйн акцентировала значение складывающихся в младенческом возрасте позитивных и негативных объектных связей для психич. развития ребёнка. Проведённое Хартманном разделение Эго как психич. инстанции, Я как целостной личности, психич. репрезентаций Я и объектов, разработка австро-амер. психоаналитиком Х. Кохутом (1913–81) психологии «самости», создание Э. Эриксоном теории идентичности и др. способствовали дальнейшему объединению эго-психологии и теории объектных отношений (О. Кернберг, США).
В 1950-е гг. возникает психосоматич. медицина, выявляющая роль психич. факторов, прежде всего эмоций, в зарождении, течении и исходе соматич. заболеваний и использующая методы и технику П. для терапии т. н. неврозов органов и некоторых органич. заболеваний. Одним из создателей психосоматики был Ф. Александер, основатель и лидер чикагской школы психоанализа.
В 1960-е гг. Ж. Лакан, исходивший из того, что «бессознательное структурировано как язык», разработал свой вариант П. («структурный» П.), содержащий, в частности, новую топологич. модель психики (регистры «символического», «воображаемого» и «реального»).
В 1970-е гг. основы психоаналитич. герменевтики были предложены нем. исследователем А. Лоренцером («Археология психоанализа», рус. пер. 1996). Согласно Лоренцеру, переживание предстаёт в П. как сценически развёртывающийся (в реальности и фантазии) интерактивный жизненный проект, являющийся местом встречи индивидуальных особенностей и коллективных норм. По мнению Лоренцера, формирование символов происходит не в бессознательном, как у З. Фрейда, а в сознании человека.
В целом для совр. П. характерна конвергенция подходов и установок, практикуемых различными его школами (интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного представлений о взаимодействии аналитика и пациента и т. п.), а также сопряжение психоаналитич. концепций с идеями феноменологии, экзистенциализма и герменевтики.