ВЕ́ДЕКИНД ФРАНК
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́ДЕКИНД (Wedekind) Франк (24.7.1864, Ганновер – 9.3.1918, Мюнхен), нем. драматург, поэт. В детстве и юности жил в Швейцарии. Бросив юридич. ф-т Мюнхенского ун-та, вёл богемный образ жизни, занимался сочинением стихотв. рекламы (1886–88), в 1890-е гг. сотрудничал в периодич. изданиях, с 1897 – продюсер собственных пьес. Как драматург сложился под влиянием Ф. Ницше, А. Стриндберга, культуры мюнхенских кабаре (в частности, кабаре «Одиннадцать палачей», открытого в 1901 при участии В.). Скандальную известность В. принесла подчёркнуто антибуржуазная, эксцентричная драма «Пробуждение весны» («Frühlings Erwachen», 1891, пост. М. Рейнхардта, 1906) о психологич. и физиологич. проблемах подросткового возраста. Сочетание сатиры, гротеска, фантастики, отличающие эту пьесу, характерно и для дальнейшего творчества В.: пьесы «Дух земли» («Erdgeist», 1895, пост. 1902), «Ящик Пандоры» («Die Büchse der Pandora», пост. 1901, опубл. в 1904) об эротич. неотразимости декадентской роковой женщины Лулу, сеющей вокруг себя зло, безумие, смерть (опера А. Берга по этим двум пьесам – «Лулу», 1928–35), «Маркиз фон Кейт» («Der Marquis von Keith», 1901) об авантюрах циника и аморалиста. Поздние пьесы В. отличает манерность, однотипность образов, сценические решения в стилистике театра марионеток и клоунады – «Танец смерти» («Totentanz», 1906), «Франциска» («Franziska», 1911), «Замок Веттерштейн» («Schloß Wetterstein», 1910), и др. В. оказал влияние на Г. Манна, наметил движение нем. театра от натурализма к экспрессионизму.