ХИ́НДЕМИТ ПАУЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИ́НДЕМИТ (Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау, близ Франкфурта-на-Майне – 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), нем. композитор, теоретик музыки, альтист, дирижёр. В 1913 окончил Франкфуртскую конс. по классам скрипки А. Ребнера и композиции Б. Зеклеса (до 1912 обучался у А. Мендельсона). В 1915–21 2-й скрипач в квартете Ребнера. В 1921–29 альтист в квартете Л. Амара, с которым гастролировал во многих странах (в 1927 – в СССР). Успешное исполнение 3-го струнного квартета на Донауэшингенском фестивале совр. музыки (1921), а также скандальные премьеры экспрессионистских опер «Убийца, надежда женщин», «Нуш-Нуши» (обе 1921) и «Святая Сусанна» (1922; все – Штутгарт) положили начало известности Х.-композитора. В 1927–37 преподавал в Высшей школе музыки в Берлине (композиция, теория музыки). С приходом к власти нацистов некоторые сочинения Х. были запрещены к исполнению в Германии как образцы «культурбольшевизма» и «дегенеративного искусства», самого же композитора Й. Геббельс заклеймил (в публичной речи 1934) как «атонального шумопроизводителя». В 1938 Х. эмигрировал в Швейцарию, в 1940 переехал в США, где в 1940–53 преподавал композицию и муз.-теоретич. дисциплины в Йельском университете. В 1946 получил амер. гражданство, но в 1953 вернулся в Европу (жил преим. в Швейцарии). С 1947 начал дирижёрскую карьеру, выступал с Венским, Берлинским и Нью-Йоркским филармоническими, Чикагским и Лондонским симфоническими оркестрами, исполняя гл. обр. собств. произведения.
Один из ведущих европ. композиторов 1-й пол. 20 в. Работал практически во всех жанрах современной ему музыки. Среди произведений для муз. театра: оперы – «Художник Матис» (о М. Грюневальде; соч. 1935, пост. – Цюрих, 1938), «Кардильяк» (по новелле Э. Т. А. Гофмана; Дрезден, 1926; 2-я ред. – Цюрих, 1952), «Новости дня» (Берлин, 1929), «Гармония мира» (Мюнхен, 1957) и др.; балеты – «Троичный балет» (три картины, три гл. танцора, троичное единство танца, музыки и костюма и т. д.; Штутгарт, 1922), «Благороднейшее видение» («Nobilissima visione», о жизни Франциска Ассизского; Лондон, 1938), «Иродиада» (Вашингтон, 1944). Наиболее известные сочинения для оркестра: симфония «Художник Матис» (1934, на тематич. материале одноим. оперы), «Симфонические метаморфозы тем Вебера» (1943), сюита из балета «Благороднейшее видение» (1938). Из вокальной музыки более др. сочинений известен цикл «Житие Марии» для сопрано и фп. (на стихи Р. М. Рильке; 1922; 2-я ред. 1948), из фортепианной – цикл «Ludus tonalis» (1942; в основе композиции – 12 фуг во всех тональностях квинтового круга, перемежающихся интерлюдиями, с прелюдией и постлюдией, представляющей собой ракоходную инверсию прелюдии). Шесть из семи пронумерованных произведений, носящих авторское назв. «Kammermusik» (1922–27), представляют собой концерты для солирующих инструментов (фп., виолончели, скрипки, альта, виоль д’амур, органа) с камерным оркестром. Из обширного альтового репертуара, созданного Х., чаще других исполняется небольшая сюита «Траурная музыка» (1936). Х. экспериментировал с новыми муз. инструментами (цикл пьес «Любимцы маленького электромузыканта», 1930, и др. сочинения для траутониума – прообраза синтезатора), но также обращался и к бытовой музыке (сб. «Вокальная и инструментальная музыка для любителей и друзей музыки», 1929). Некоторые сочинения Х. традиционно считаются неоклассическими (напр., «Камерная музыка № 1» с чертами барочного кончерто гроссо; опера «Художник Матис»), хотя сам композитор не относил своё творчество к неоклассицизму и возражал против самой идеи стилизации прошлого. Х. – один из крупнейших мастеров-полифонистов 20 в., особенно в позднем творчестве, напр. в «Ludus tonalis», в Симфонии in B и симфонии «Гармония мира» (обе 1951). Несмотря на обвинения в «атонализме», никогда не выходил за пределы тональности, но существенно модифицировал её (по Ю. Н. Холопову, типологически звуковысотная система Х. – разновидность «12-тоновой тональности»). Лишённый яркого мелодич. дарования, Х. часто заимствовал и эффектно разрабатывал темы народной (нем., англ., франц.), прикладной (григорианские и лютеранские хоралы, венский вальс) и композиторской (Л. ван Бетховен, К. М. фон Вебер, П. Сигер) музыки.
Х. – автор оригинального учения о гармонии «Unterweisung im Tonsatz» («Наставление в композиции», Tl 1, 1937), в котором пытался согласовать «природные основания» интервалов и аккордов (с привлечением натурального звукоряда, расширенно трактованных основного тона, комбинационных тонов и др. физич. категорий) с их музыкально-логич. воплощением. В многоголосной композиции базовую роль Х. отводит «господствующему двухголосию» (übergeordnete Zweistimmigkeit) – т. е. мелодии и басовому голосу, а развёртывание её во времени рассматривает как «гармонический рельеф» (harmonisches Gefälle) – смену гармонич. напряжений разной силы. Х. представляет свою концепцию гармонии как универсальную, показывая её действенность на обширном муз. материале от григорианского хорала и Г. де Машо до современности (сочинения А. Шёнберга и самого Х.), который последовательно анализируется по спец. методике.