Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИМТ ГУСТАВ

Авторы: В. А. Крючкова
Г. Климт. «Три горгоны (Болезнь, Безумие и Смерть)». Фрагмент «Бетховенского фриза». 1902. Австрийская галерея (Вена).

КЛИМТ (Klimt) Гус­тав (14.7.1862, Ба­ум­гар­тен, близ Ве­ны – 6.2.1918, Ве­на), австр. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Сын гра­вё­ра Эрн­ста Клим­та (Стар­ше­го). Учил­ся в вен­ской Шко­ле ху­дож. ре­мё­сел у Ф. Ла­уф­бер­ге­ра и Ю. В. Бер­ге­ра. В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва К. вме­сте с бра­том Эрн­стом (1864–92) и Ф. фон Ма­чем ис­пол­нял де­ко­ра­тив­ные рос­пи­си (Нац. те­атр в Бу­ха­ре­сте, 1885; вен­ский «Бур­г­теа­тр», 1888, и др.). В жи­во­пис­ных пан­но, ук­ра­шаю­щих ле­ст­ни­цу Ху­дож.-ис­то­рич. му­зея в Ве­не (1891), в се­рии мало­фор­мат­ных ал­ле­го­рий 1890-х гг. про­яви­лись влия­ния сим­во­лиз­ма, осо­бен­но жи­во­пи­си Ф. Кнопф­фа, Я. Т. То­ро­па, гра­фи­ки О. Бёр­дс­ли («Лю­бовь», 1895, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на).

В 1897 К. из­бран пре­зи­ден­том объ­еди­не­ния Се­цес­си­он, сыг­рав­ше­го оп­ре­де­ляю­щую роль в ста­нов­ле­нии вен­ско­го юген­д­сти­ля (см. Мо­дерн). В 1899–1907 по за­ка­зу Мин-ва об­ра­зо­ва­ния им бы­ли вы­пол­не­ны 3 мо­ну­мен­таль­ных пан­но для ук­ра­ше­ния ак­то­во­го за­ла Вен­ско­го ун-та («Фи­ло­со­фия», «Ме­ди­ци­на» и «Юрис­пру­ден­ция»; по­гиб­ли в 1945). Кар­ти­ны, в ко­то­рых пес­си­ми­стич. ми­ро­ощу­ще­ние ху­дож­ни­ка со­че­та­лось с эро­ти­кой, а но­виз­на фор­мы про­яви­лась в асим­мет­рич­ных, не­урав­но­ве­шен­ных ком­по­зи­ци­ях, в про­ти­во­пос­тав­ле­нии плот­ных спле­те­ний че­ло­ве­че­ских тел и про­стран­ст­вен­ных пус­тот, вы­зва­ли скан­дал и бы­ли от­верг­ну­ты за­каз­чи­ка­ми. Этап­ным про­из­ве­де­ни­ем К. стал «Бет­хо­вен­ский фриз» (1902) для зда­ния Се­цес­сио­на. Рос­пись, тя­ну­щая­ся не­пре­рыв­ной по­ло­сой вдоль трёх стен, за­ду­ма­на как об­раз­но-ал­ле­го­рич. пре­тво­ре­ние фи­наль­ной час­ти 9-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на. Силь­но вы­тя­ну­тые пло­ско­ст­ные фи­гу­ры рас­по­ла­га­ют­ся в рит­ме, со­от­вет­ст­вую­щем из­ме­не­ни­ям муз. тем­па. Ак­цен­ти­руя кон­тур, К. сле­ду­ет ка­но­нам иск-ва Ви­зан­тии, Древ­не­го Егип­та, греч. ар­хаи­ки, од­но­вре­мен­но до­сти­га­ет са­мо­стоя­тель­ной, «ме­ло­ди­че­ской» вы­ра­зи­тель­но­сти ли­нии. Ак­тив­ность ор­на­мен­ти­ки уси­ли­ва­ет­ся бле­ском зо­ло­тых и се­реб­ря­ных кра­сок, рель­еф­ной про­ра­бот­кой узо­ров. В этой ра­бо­те пред­ста­ёт впол­не сло­жив­шим­ся «зо­ло­той стиль» зре­ло­го К., ко­то­рый про­явил­ся так­же в мо­заи­ках, ук­ра­шаю­щих обе­ден­ный зал двор­ца Сто­кле в Брюс­се­ле (1909–11), и в стан­ко­вой жи­во­пи­си мас­те­ра.

Ха­рак­тер­ная осо­бен­ность кар­тин 1900-х гг.  со­че­та­ние объ­ём­ной мо­де­ли­ров­ки лиц, рук, об­на­жён­ных час­тей те­ла с плос­ко­ст­ной де­ко­ра­тив­но­стью зо­ло­тых и ор­на­мен­таль­ных зон, на­слаи­ваю­щих­ся на фи­гу­ру («Юдифь I», 1901, Австр. га­ле­рея, Ве­на; «Са­ло­мея», 1909, Му­зей совр. иск-ва, Ве­не­ция). Раз­но­тип­ные узо­ры (скру­чи­ваю­щие­ся спи­ра­ли, раз­бе­гаю­щие­ся за­вит­ки, рос­сы­пи цве­тов, лен­точ­ные ара­бе­ски, шах­мат­ный ритм чёр­ных пря­мо­уголь­ни­ков) об­ра­зу­ют вязь аб­ст­ракт­ных мо­ти­вов, в раз­ры­вах ко­то­рой про­сту­па­ют фраг­мен­ты на­ту­ра­ли­сти­че­ски трак­то­ван­ных фи­гур («Три воз­рас­та», 1905, Нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Рим; «По­це­луй», 1907–08, Австр. га­ле­рея). В жен­ских порт­ре­тах К. до­ми­ниру­ет по­ток ор­на­мен­таль­ных рит­мов, про­бе­гаю­щих вол­ной по силь­но вы­тя­ну­то­му вер­ти­каль­но­му фор­ма­ту (порт­рет Эми­лии Флё­ге, 1902, Ху­дож.-исто­рич. му­зей, Ве­на; порт­реты Аде­ли Блох-Бау­эр, 1907 и 1912, Австр. га­ле­рея, и др.).

Г. Климт. Портрет Эмилии Флёге. Фрагмент. 1902. Художественно-исторический музей (Вена).

В 1905 К. вы­шел из Се­цес­сио­на и ос­но­вал Со­юз австр. ху­дож­ни­ков (1906). Пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (1909); в Мад­ри­де и Па­ри­же по­зна­ко­мил­ся с кар­ти­на­ми Эль Гре­ко и фо­ви­стов, ока­зав­ши­ми на не­го боль­шое влия­ние. В 1910-х гг. «зо­ло­той стиль» сме­ня­ет­ся на­пря­жён­ной экс­прес­си­ей в трак­тов­ке сим­во­лич. со­дер­жа­ния («Де­вуш­ка», 1912–13, Нац. га­ле­рея, Пра­га; «Адам и Ева», 1917–18, Австр. га­ле­рея). Зна­чит. ме­сто в твор­че­ст­ве К. за­ни­ма­ют пей­за­жи, в ко­то­рых его стиль эво­лю­цио­ни­ро­вал от нео­им­прес­сио­низ­ма к де­ко­ра­тив­ной мо­за­ич­но­сти, ти­пич­ной для мо­дер­на («Дво­рец у во­ды», 1908, Нац. га­ле­рея, Пра­га; «Ал­лея в пар­ке», 1912, Австр. га­ле­рея, и др.). Поч. чл. мюн­хен­ской (1906), дрез­ден­ской (1916) и вен­ской (1917) АХ.

Лит.: Novotny F., Dobai J. G. Klimt. 2. Aufl. Salzburg, 1975; Nebehay C. M. G. Klimt: sein Le­ben nach zeitgenössischen Berichten und Quellen. Münch., 1976; idem. G. Klimt: from drawing to painting. L., 1994; Strobl A. G. Klimt: die Zeichnungen. Salzburg, 1980–1989. Bd 1–4; Coradeschi S. Tout l»œuvre peint de Klimt. P., 1983; Partsch S. Klimt: life and work. L., 1989; Whitford F. G. Klimt. L., 1990; Сар­ма­ни-Пар­сонс И. Г. Климт. М., 1995; Не­ре Ж. Г. Климт. М., 2000; Frodl G. Klimt, Beethovenfries. W., 2002; Свет­лов И. Е. Г. Климт. [2-е изд.]. М., 2007; Hofmann W. G. Klimt und die Wiener Jahrhundertwende. Hamb., 2008.

Вернуться к началу