ДОМЬЕ́ ОНОРЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОМЬЕ́ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26.2.1808, Марсель – 10.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), франц. график, живописец, скульптор. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса, изучал старых мастеров в Лувре. В 1820-х гг. Д. был ассистентом литографа Ж. М. Белиара, работал для мелких издательств, исполняя виньетки, титульные листы и т. п. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политич. сатиры, Д. начал сотрудничать с ж. «La Caricature» и «Le Charivari». Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 мес. тюрьмы и штраф, принесла Д. широкую известность.
Злободневные события, совр. политич. деятели оживают в его литографиях (всего – ок. 4 тыс.), поражающих глубиной социальных оценок, гражд. бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Современники (О. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и др.) высоко ценили графику Д., ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой совр. ему франц. обществ. жизни («Робер Макер», 1839; «Олимпийские боги», 1841; «Физиологии», 1841–42; «Служители правосудия», 1845–49; «Добрые буржуа», 1846–49, и др.). По отзывам современников, Д. обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832; после смерти Д. мн. работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Д. компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Д. великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
Графика Д. «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), поэтому закономерным представляется его обращение к живописи с сер. 1830-х гг.; в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Д. предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж; «Вагон третьего класса», ок. 1862–64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. собрания; серия «Прачки», ок. 1860–63, музей Орсе и др.), иногда обращается к мифологич. сюжетам; излюбленными образами Д. надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров флам. барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», ок. 1849, Худож. галерея, Глазго; «Триумф Силена», 1850, Музей изобразит. иск-ва и кружев, Кале). В живописи Д. важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа, и динамичный мазок; колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», ок. 1860, музей Орсе; «Восстание», 1840-е гг., Нац. галерея, Прага). Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Д. с иск-вом 20 в. При жизни Д. его живопись была мало известна, и лишь посмертная выставка 1901 заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», ок. 1851, музей Орсе). Иск-во Д. оказало большое влияние на позднейшую европ. живопись, от Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, нем. экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина.