Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕ́НБЕРГИ

Авторы: С. М. Грачёва

СТЕ́НБЕРГИ, рос. жи­во­пис­цы, гра­фи­ки, ди­зай­не­ры, сце­но­гра­фы, ар­хи­тек­то­ры; бра­тья, сы­но­вья швед. ху­дож­ни­ка Ио­ган­на Кар­ла Ав­гу­ста Стен­бер­га, прие­хав­ше­го в Рос­сию в 1898.

В. А. и Г. А. Стенберги. «Весной». Киноплакат. 1929.

Вла­ди­мир Ав­гу­сто­вич [23.3(4.4). 1899, Мо­ск­ва – 1.5.1982, там же] и Ге­ор­гий Ав­гу­сто­вич [7(20).10.1900, Мо­ск­ва – 15.10.1933, там же] учи­лись в Мо­ск­ве – в Стро­га­нов­ском уч-ще (1912–17) на те­ат­раль­но-ху­дож. от­де­ле­нии у В. Е. Его­ро­ва, П. В. Куз­не­цо­ва, в ГСХМ (1917–20) на от­де­ле­ни­ях жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 ис­пол­ня­ли аги­тац. пла­ка­ты. Ра­бо­та­ли в Мо­ск­ве (в 1917–33 – пре­им. со­вме­ст­но; под­пи­сы­ва­ли ра­бо­ты «2 Стен­берг 2»). Чле­ны Об­ще­ст­ва мо­ло­дых ху­дож­ни­ков (1919–21), чле­ны-ор­га­ни­за­то­ры груп­пы ху­дож­ни­ков «Кон­ст­рук­ти­ви­сты» (1921–24), в 1923–25 при­мы­ка­ли к «Ле­во­му фрон­ту ис­кусств» (ЛЕФ). Со­труд­ни­ки Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук, 1920–24; в 1921 совм. с А. М. Род­чен­ко ор­га­ни­зо­ва­ли «Ла­бо­ра­то­рию кон­ст­рук­ти­виз­ма»). Вне­дря­ли прин­ци­пы кон­ст­рук­ти­виз­ма и про­из­вод­ст­вен­но­го ис­кус­ст­ва в ди­зайн, рек­ла­му, сце­но­гра­фию. Соз­да­ва­ли по­лу­аб­ст­ракт­ные про­из­ве­де­ния, ас­самб­ла­жи, про­стран­ст­вен­ные ком­по­зи­ции, на­по­ми­наю­щие тех­нич. про­ек­ты; экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли в об­лас­ти «цве­то­кон­ст­рук­ции», де­мон­ст­ри­руя функ­цио­наль­ный под­ход к про­бле­мам ком­по­зи­ции и ор­га­ни­за­ции ма­те­риа­ла. В ки­но­пла­ка­тах (с 1923; все­го ок. 300) ис­поль­зо­ва­ли мон­таж и кол­лаж. Соз­да­ли про­ек­ты пе­ре­строй­ки и оформ­ле­ния Мю­зик-хол­ла (1927) и Ка­мер­но­го те­ат­ра (1931). В 1928–33 де­ко­ри­ро­ва­ли Крас­ную пл. в дни празд­ни­ков (по­сле ги­бе­ли бра­та в ав­то­мо­биль­ной ка­та­ст­ро­фе Вла­ди­мир С. про­дол­жал эту ра­бо­ту в 1937–62). Офор­ми­ли мно­го спек­так­лей моск. те­ат­ров; сре­ди них – «Ве­ли­ко­душ­ный ро­го­но­сец» Ф. Кром­ме­лин­ка (про­ект кон­ст­рук­ций, 1922, Те­атр ак­тё­ра; реж. В. Э. Мей­ер­хольд, де­ко­ра­ции Л. С. По­по­вой), спек­так­ли А. Я. Таи­ро­ва в Ка­мер­ном те­ат­ре (1924–31). Пре­по­да­ва­ли в Ар­хи­тек­тур­но-стро­ит. ин-те (1929–32).

Лит.: Аб­ра­мо­ва А. 2 Стен­берг 2 // Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во СССР. 1965. № 9; Гер­чук Ю. Клас­си­ки пла­кат­но­го ис­кус­ст­ва // Там же. 1972. № 11; 2 Stenberg 2. (Cat.). P.; L., 1975; Хан-Ма­го­ме­дов С. О. В. и Г. Стен­бер­ги: Твор­цы аван­гар­да. М., 2008.

Вернуться к началу