ПРОИЗВО́ДСТВЕННОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОИЗВО́ДСТВЕННОЕ ИСКУ́ССТВО, худож. движение в Сов. России 1920-х гг., ставившее своей задачей соединение искусства с ремеслом, материальным производством на базе современной промышленной техники. Попытки осуществления этих идей проявились уже в деятельности отдела ИЗО Наркомпроса (1918–1921) и худож.-производств. комиссии ВСНХ (1919). Систематич. разработкой проблем П. и. с 1921 занимались сотрудники Института художественной культуры (Инхук), развивавшие идеи «Левого фронта искусств» (Леф). Теоретики П. и. (Б. И. Арватов, О. М. Брик, А. М. Ган, Б. А. Кушнер, Н. М. Тарабукин, Н. Ф. Чужак и др.) искали обоснование утопич. идеям преобразования всей предметной среды на началах социальной целесообразности, «растворения искусства в жизни», социалистич. переустройства общества средствами иск-ва. «Производственники» на практике внедряли в архитектуру, пром. и оформит. иск-во худож. принципы конструктивизма; особенно важной была роль П. и. в разработке новых методов дизайна – в произ-ве мебели (Ган, А. М. Родченко, В. Е. Татлин), текстиля и одежды (Л. С. Попова, В. Ф. Степанова, Татлин), в полиграфии (Ган, Л. М. Лисицкий, Родченко), оформит. иск-ве (Г. Г. Клуцис, Лисицкий, Попова, Родченко, К. И. Рождественский, братья В. А. и Г. А. Стенберги). В соответствии с установками П. и. в нач. 1920-х гг. была разработана педагогич. программа Вхутемаса.