Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕГО́РОВ ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков
В. Е. Егоров. Эскизы декорации и костюмов к постановке пьесы «Жизнь человека» Л. Н. Андреева. 1907. Музей Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова (Москва).

ЕГО́РОВ Вла­ди­мир Ев­гень­е­вич [7(19).3.1878, с. По­кров­ское Ор­лов­ской губ. – 8.10.1960, Мо­ск­ва], рос. сце­но­граф, ху­дож­ник ки­но, жи­во­пи­сец, нар. худ. РСФСР (1944). Учил­ся в моск. Стро­га­нов­ском уч-ще (1892–1900) у С. В. Ива­но­ва, К. А. Ко­ро­ви­на, Ф. О. Шех­те­ля. Уча­ст­во­вал в рос­пи­сях Рус. па­виль­о­на на Все­мир­ной вы­став­ке в Глаз­го (1901), церк­ви в Ры­бин­ске и со­бо­ра в Ива­но­во-Воз­не­сен­ске (1900–03). С 1903 был ху­дож­ни­ком моск. те­ат­ров. Наи­бо­лее из­вест­ны его ра­бо­ты для МХТ (1906–1911), от­ве­чав­шие крат­ко­вре­мен­но­му ув­ле­че­нию те­ат­ра сим­во­ли­ст­ской дра­ма­тур­ги­ей: спек­так­ли «Дра­ма жиз­ни» К. Гам­су­на (совм. с Н. П. Уль­я­но­вым), «Жизнь че­ло­ве­ка» Л. Н. Ан­д­рее­ва (оба 1907), «Си­няя пти­ца» М. Ме­тер­лин­ка (1908; спек­такль в оформ­ле­нии Е. со­хра­ня­ет­ся до на­ших дней) и др. От­ме­чен­ные за­ост­рён­ной гра­фич­но­стью, свое­об­раз­ным со­че­та­ни­ем де­ко­ра­тив­но-ор­на­мен­таль­ной жи­во­пи­си с гро­те­ском, ко­ло­ри­стич. изы­скан­но­стью, мас­тер­ским ис­поль­зо­ва­ни­ем све­то­вых эф­фек­тов и мгно­вен­ных сце­нич. пре­об­ра­же­ний, эти ра­бо­ты близ­ки рус. и ев­роп. мо­дер­ну и в то же вре­мя пред­вос­хи­ща­ют экс­прес­сио­низм в рус. сце­но­гра­фии. Ра­бо­тал так­же в Опе­ре С. И. Зи­ми­на, те­ат­рах Ф. А. Кор­ша, К. Н. Не­зло­би­на, в Ма­лом те­ат­ре («Со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри» по В. Гю­го, 1926; «Ме­ща­не» М. Горь­ко­го, 1946, и др.), Центр. дет­ском те­ат­ре.

Ро­до­на­чаль­ник рос. ки­но­де­ко­ра­ци­он­но­го иск-ва, Е. офор­мил ок. 100 филь­мов, в т. ч. «Порт­рет До­риа­на Грея», «Царь Иван Ва­силь­е­вич» (с Ф. И. Ша­ля­пи­ным в гл. ро­ли, оба 1915), «Ба­рыш­ня и ху­ли­ган» (в гл. ро­ли – В. В. Мая­ков­ский, 1918), «Мать» (1920), «За­крой­щик из Торж­ка» (1925), «Иу­душ­ка Го­лов­лёв» (1934), «Су­во­ров» (1941), «На под­мо­ст­ках сце­ны» (1956); со­труд­ни­чал с ре­жис­сё­ра­ми В. Э. Мей­ер­холь­дом, Я. А. Про­та­за­но­вым, Г. Л. Ро­ша­лем, В. И. Пу­дов­ки­ным и др. Ис­пол­нял пей­за­жи (ви­ды Шот­лан­дии, 1901–02; Ве­ны, Па­ри­жа, Пра­ги, зам­ка Эль­си­нор в Да­нии, 1911; се­рия «Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ский мо­на­стырь», 1910-е гг.), порт­ре­ты. Пре­по­да­вал в Стро­га­нов­ском уч-ще (1909–18) и МВХПУ (1945–59; проф. с 1952). Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: Гро­мов Е. В. Е. Его­ров. М., 1973; Да­вы­до­ва М. В. Ху­дож­ник в те­ат­ре на­ча­ла ХХ в. М., 1999; Хме­ле­ва Н. Эмо­ция сце­ны В. Его­ро­ва // Рус­ская га­ле­рея. 1999. № 1.

Вернуться к началу