ДЕЙНЕ́КА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЙНЕ́КА Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск – 12.6.1969, Москва], рос. живописец, график, скульптор, нар. худ. СССР (1963), д. чл. АХ СССР (1947; вице-президент в 1962–1966). Герой Соц. Труда (1969). Учился в Харьковском худож. уч-ще (1915–17), во Вхутемасе в Москве (1920–25) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), чл. худож. объединений ОСТ (1925–27, один из учредителей), «Октябрь» (1928–30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932). С 1920-х гг. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др.), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; кн. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п. обязан прежде всего Фаворскому.
В живописных работах Д. сохранил стилистику и тематику ранних графич. произведений. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация, индустриализация, воен. тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Для ранних работ Д. характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ; «Текстильщицы», 1927, ГРМ); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центр. музей Вооруж. Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героич. монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Большое внимание Д. уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск; «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ, и др.); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ, и др.). Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х гг. («Мать», 1932, ГТГ; «Девушка с книгой», 1934, ГРМ; «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). В 1934–1935 посетил Францию, Италию и США, выполнив на основе путевых впечатлений ряд графич. и живописных произведений. Вел. Отеч. войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ; см. илл. в ст. Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ). Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Д. 1940-х гг. («Раздолье», 1944, ГРМ; «Эстафета по кольцу "Б"», 1947, ГТГ). В позднем творчестве Д. повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.
Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Д. исполнил панно для сов. павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Моск. метрополитена; фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–52) и др. Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в моск. Театре им. В. Э. Мейерхольда, 1930, и др.), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Д. оказало значит. влияние на формирование сурового стиля в сов. иск-ве. В 1970 имя Д. присвоено Курской КГ. Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928–30), Полиграфич. ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63; проф. с 1940), Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945–52, директор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). Ленинская пр. (1964).