Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕЙНЕ́КА

Авторы: А. М. Муратов

ДЕЙНЕ́КА Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич [8(20).5.1899, Курск – 12.6.1969, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, нар. худ. СССР (1963), д. чл. АХ СССР (1947; ви­це-пре­зи­дент в 1962–1966). Ге­рой Соц. Тру­да (1969). Учил­ся в Харь­ков­ском ху­дож. уч-ще (1915–17), во Вху­те­ма­се в Мо­ск­ве (1920–25) у В. А. Фа­вор­ско­го. Уча­ст­ник «Объ­е­ди­не­ния трёх» (1924, с А. Д. Гон­ча­ро­вым и Ю. И. Пи­ме­но­вым), чл. ху­дож. объ­е­ди­не­ний ОСТ (1925–27, один из уч­ре­ди­те­лей), «Ок­тябрь» (1928–30), Рос­сий­ской ас­со­циа­ции про­ле­тар­ских ху­дож­ни­ков (1931–1932). С 1920-х гг. ус­пеш­но ра­бо­тал в жур­наль­ной гра­фи­ке (для жур­на­лов «У стан­ка», «Про­жек­тор» и др.), книж­ной ил­лю­ст­ра­ции (к бас­ням И. А. Кры­ло­ва, 1922; кн. «В ог­не» А. Бар­бю­са, 1927 и 1935), пла­ка­те, стан­ко­вой гра­фи­ке (се­рия «Се­ва­сто­поль», ак­ва­рель, гу­ашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ). Сво­им по­ни­ма­ни­ем ком­по­зи­ции, зна­че­ния ли­нии, пят­на, кон­тра­ста и т. п. обя­зан пре­ж­де все­го Фа­вор­ско­му.

А. А. Дейнека. «Оборона Петрограда». 1928. Центральный музей Вооружённых Сил РФ (Москва).

В жи­во­пис­ных ра­бо­тах Д. со­хра­нил сти­ли­сти­ку и те­ма­ти­ку ран­них гра­фич. про­из­ве­де­ний. Его кар­ти­ны и пан­но от­ра­жа­ют при­ме­ты со­вре­мен­но­сти и дух эпо­хи (кол­лек­ти­ви­за­ция, ин­ду­ст­риа­ли­за­ция, во­ен. те­ма­ти­ка, ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный па­фос, но­вый быт) в сти­ли­сти­ке, близ­кой кон­ст­рук­ти­виз­му и «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти». Для ран­них ра­бот Д. ха­рак­тер­ны ас­ке­тизм ко­ло­ри­та, по­вы­шен­ная роль си­лу­эта и кон­ту­ра, мон­таж­ность ком­по­зи­ции («На строй­ке но­вых це­хов», 1926, ГТГ; «Тек­стиль­щи­цы», 1927, ГРМ); в кар­ти­не «Обо­ро­на Пет­ро­гра­да» (1928, Центр. му­зей Воо­руж. Сил РФ, Мо­ск­ва) с её обо­ст­рён­ным рит­мом, ге­ро­ич. мо­ну­мен­та­ли­за­ци­ей об­ра­зов за­мет­но влия­ние Ф. Ход­ле­ра. Боль­шое вни­ма­ние Д. уде­лял те­мам авиа­ции («В воз­ду­хе», 1932, КГ, Курск; «Бу­ду­щие лёт­чи­ки», 1938, ГТГ) и спор­та («Фут­бо­лист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ, и др.); в свя­зи с те­мой физ­куль­ту­ры ху­дож­ник не­ред­ко об­ра­щал­ся к изо­бра­же­нию об­на­жён­но­го те­ла («Иг­ра в мяч», 1932, ГТГ, и др.). Ли­риз­мом от­ме­че­ны его жан­ро­вые ра­бо­ты, на­тюр­мор­ты, порт­ре­ты и пей­за­жи 1930-х гг. («Мать», 1932, ГТГ; «Де­вуш­ка с кни­гой», 1934, ГРМ; «Кол­хоз­ни­ца на ве­ло­си­пе­де», 1935, ГРМ). В 1934–1935 по­се­тил Фран­цию, Ита­лию и США, вы­пол­нив на ос­но­ве пу­те­вых впе­чат­ле­ний ряд гра­фич. и жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний. Вел. Отеч. вой­не по­свя­ще­ны его ба­таль­ное по­лот­но «Обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля» (1942, ГРМ; см. илл. в ст. Ба­таль­ный жанр), дра­ма­тические пей­за­жи «Ок­раи­на Мо­ск­вы. Но­ябрь 1941 го­да» (1941, ГТГ), «Сго­рев­шая де­рев­ня» (1942, ГРМ) и др.; гра­фические се­рии «До­ро­ги вой­ны» (сан­ги­на, 1942, ГРМ) и «Мо­ск­ва во­ен­ная» (ак­ва­рель, гу­ашь, 1946, ГТГ). Эпи­ческий раз­мах и оп­ти­мизм от­ли­ча­ют жан­ро­вые по­лот­на Д. 1940-х гг. («Раз­до­лье», 1944, ГРМ; «Эс­та­фе­та по коль­цу "Б"», 1947, ГТГ). В позд­нем твор­че­ст­ве Д. по­вто­рял те­мы и об­ра­зы ран­них ра­бот, трак­туя их всё бо­лее жи­во­пис­но.

А. А. Дейнека. «Хоккеисты». Мозаика. 1959–60.

Вы­даю­щий­ся мас­тер мо­ну­мен­таль­но-­де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си, Д. ис­пол­нил пан­но для сов. па­виль­о­нов на Все­мир­ных вы­став­ках в Па­ри­же (1937, боль­шая зо­ло­тая ме­даль) и Брюс­се­ле (1958, зо­ло­тая ме­даль), ряд фре­сок и пла­фо­нов для ВСХВ (1939), пла­фон в фойе ЦТКА (1940), се­рию 35 пла­фо­нов «Су­тки Стра­ны Со­ве­тов» для стан­ции «Мая­ков­ская» (1938–39) и мо­заи­ки для стан­ции «Но­во­куз­нец­кая» (1943, все – смаль­та) Моск. мет­ро­по­ли­те­на; фриз с порт­ре­та­ми учё­ных для МГУ (фло­рен­тий­ская мо­заи­ка, 1951–52) и др. Ра­бо­тал так­же как сце­но­граф («Ба­ня» В. В. Мая­ков­ско­го в моск. Те­ат­ре им. В. Э. Мей­ер­холь­да, 1930, и др.), с 1939 и как скульп­тор (ком­по­зи­ции на спор­тив­ную те­му, брон­за и де­ре­во). Твор­че­ст­во Д. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­вание су­ро­во­го сти­ля в сов. иск-ве. В 1970 имя Д. при­свое­но Кур­ской КГ. Пре­по­да­вал в Мо­ск­ве – во Вху­теи­не (1928–30), По­ли­гра­фич. ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63; проф. с 1940), Ин-те при­клад­но­го и де­ко­ра­тив­но­го иск-­ва (1945–52, ди­рек­тор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). Ле­нин­ская пр. (1964).

Соч.: Жизнь, ис­кус­ст­во, вре­мя. Ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ное на­сле­дие. Л., 1974.

Лит.: Kuhirt U. A. Deineka. Dresden, 1974; Де­мос­фе­но­ва Г. Л. Жур­наль­ная гра­фи­ка Дей­не­ки, 1920-е – нач. 1930-х гг. М., 1979; Ба­ра­ба­но­ва Н. Дей­не­ка. М., 1980; A. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сы­со­ев В. П. А. Дей­не­ка. М., 1989. Т. 1–2.

Вернуться к началу