Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУА́ШЬ

Ф. П. Толстой. «Букет цветов, бабочка и птичка». Гуашь. 1820. Третьяковская галерея (Москва).

ГУА́ШЬ (франц. gouache, от итал. guaz­zo – во­дя­ная крас­ка), крас­ки, со­стоя­щие из тон­ко рас­тёр­тых пиг­мен­тов с вод­но-клее­вым свя­зую­щим (гум­миа­ра­бик, пше­нич­ный крах­мал, дек­ст­рин и др.) и при­ме­сью бе­лил, а так­же про­из­ве­де­ние иск-ва, вы­пол­нен­ное эти­ми крас­ка­ми. Г. обыч­но упот­реб­ля­ет­ся для жи­во­пи­си по бу­ма­ге, кар­то­ну, по­лот­ну, шёл­ку, кос­ти. Воз­ник­ла как раз­но­вид­ность ак­ва­рели, ко­гда для дос­ти­же­ния плот­но­сти кра­соч­но­го слоя к во­дя­ным крас­кам на­ча­ли при­ме­ши­вать бе­ли­ла. По­доб­но тем­пе­ре, Г. на­но­сит­ся ров­ным плот­ным не­про­зрач­ным сло­ем. Тех­ни­ка Г. ис­клю­ча­ет пас­тоз­ный ма­зок, по­сколь­ку проч­ность её кра­соч­но­го слоя от­но­си­тель­но сла­бая, при вы­сы­ха­нии он силь­но свет­ле­ет. Кон­траст не­про­зрач­ных ма­то­вых то­нов Г. с неж­ны­ми и про­зрач­ны­ми крас­ка­ми ак­ва­ре­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли в ср.-век. книж­ной ми­ниа­тю­ре. С эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния Г. под­цве­чи­ва­ли ри­сун­ки, ис­пол­ня­ли эс­ки­зы для жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний, вы­пол­ня­ли порт­рет­ные ми­ниа­тю­ры. В Рос­сии тех­ни­ка Г. дос­тиг­ла вы­со­ко­го раз­ви­тия в нач. 19 в., ею вир­ту­оз­но вла­дел Ф. П. Тол­стой, соз­да­вав­ший в ней близ­кие «об­ман­ке» ил­лю­зор­ные изо­бра­же­ния цве­тов и фрук­тов. С кон. 19 – нач. 20 вв. Г. при­ме­ня­лась и при ра­бо­те над боль­ши­ми стан­ко­вы­ми про­из­ве­де­ния­ми; её осо­бен­но­сти (плот­ность и ма­то­вость то­нов) ис­поль­зо­ва­лись для дос­ти­же­ния де­ко­ра­тив­ных эф­фек­тов (А. Н. Бе­нуа, А. Я. Го­ло­вин). По­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в гра­фи­ке рус. аван­гар­да 1910–20-х гг. (А. А. Дей­не­ка, В. М. Ер­мо­лае­ва, М. Ф. Ла­рио­нов, В. В. Ле­бе­дев, К. К. Че­бо­та­рёв и др.). Г. так­же вы­пол­ня­ют ори­ги­на­лы пла­ка­тов, эс­ки­зы де­ко­ра­ций, офор­мит. ра­бо­ты.

Вернуться к началу