ГУА́ШЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУА́ШЬ (франц. gouache, от итал. guazzo – водяная краска), краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил, а также произведение иск-ва, выполненное этими красками. Г. обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Подобно темпере, Г. наносится ровным плотным непрозрачным слоем. Техника Г. исключает пастозный мазок, поскольку прочность её красочного слоя относительно слабая, при высыхании он сильно светлеет. Контраст непрозрачных матовых тонов Г. с нежными и прозрачными красками акварели широко использовали в ср.-век. книжной миниатюре. С эпохи Возрождения Г. подцвечивали рисунки, исполняли эскизы для живописных произведений, выполняли портретные миниатюры. В России техника Г. достигла высокого развития в нач. 19 в., ею виртуозно владел Ф. П. Толстой, создававший в ней близкие «обманке» иллюзорные изображения цветов и фруктов. С кон. 19 – нач. 20 вв. Г. применялась и при работе над большими станковыми произведениями; её особенности (плотность и матовость тонов) использовались для достижения декоративных эффектов (А. Н. Бенуа, А. Я. Головин). Получила широкое распространение в графике рус. авангарда 1910–20-х гг. (А. А. Дейнека, В. М. Ермолаева, М. Ф. Ларионов, В. В. Лебедев, К. К. Чеботарёв и др.). Г. также выполняют оригиналы плакатов, эскизы декораций, оформит. работы.