Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОНВИ́ЗИН АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ

А.В. Фонвизин. «Портрет Д.В. Зеркаловой в роли Юлии Павловны Тугиной в пьесе А.Н. Островского "Последняя жертва"». Акварель. 1939. Третьяковская галерея (Москва).

ФОНВИ́ЗИН (фон Ви­зен) Ар­тур (Ар­тур Виль­гельм) Вла­ди­ми­ро­вич (Воль­де­ма­ро­вич) [30.12.1882(11.1.1883), Ри­га – 19.8.1973, Де­довск, Моск. обл.], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1970). Учил­ся в МУЖВЗ (1901–1904) у В. Н. Бак­шее­ва, П. К. Клод­та, К. А. Ко­ро­ви­на и В. А. Се­ро­ва (ис­клю­чён за са­мо­воль­ную ор­га­ни­за­цию вы­став­ки в учи­ли­ще) и в Мюн­хе­не у Э. Герт­не­ра и М. Гей­ма­на (1904–06). Чл. ху­дож. объ­еди­не­ний: «Го­лу­бая ро­за» (1907), «Со­юз мо­ло­дё­жи» (1900–10-е гг.), «Ма­ко­вец» (1922–26), Об­щест­во мос­ков­ских ху­дож­ни­ков (ОМХ) (1928), «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (1930–31), Ас­со­циа­ция ху­дож­ни­ков ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии (АХРР) (1931–1932). В 1937 при­чис­лен прес­сой к гла­ва­рям «шай­ки фор­ма­ли­стов» («три Ф»: Р. Р. Фальк, В. А. Фа­вор­ский, Ф.). Осн. те­мы про­из­ве­де­ний Ф.: те­атр, цирк, порт­ре­ты ак­тё­ров и ху­дож­ни­ков, пей­за­жи и на­тюр­мор­ты; его об­раз­ам свой­ст­вен­на ро­ман­тич. меч­та­тель­ность. Ран­ние ра­бо­ты Ф. соз­да­ны в ду­хе сим­во­лиз­ма (се­рии «Цирк», «Пес­ни и ро­ман­сы» – гу­ашь, мас­ло, 1903–09, ак­ва­рель, 1930–1970-е гг., ГТГ, ГМИИ, ГРМ); с нач. 1940-х гг. пи­сал пре­им. в ак­ва­рель­ной тех­ни­ке и вы­ра­бо­тал собств. ме­тод, ба­зи­рую­щий­ся на не­бреж­ной сво­бо­де пись­ма, им­про­ви­за­тор­ст­ве, рит­ме ши­ро­ких цве­то­вых пя­тен и тон­ких кра­соч­ных пе­ре­хо­дах.

Лит.: За­гян­ская Г. А. А. В. Фон­ви­зин. М., 1970.

Вернуться к началу