Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́БЩЕСТВО МОСКО́ВСКИХ ХУД́ОЖНИКОВ

О́БЩЕСТВО МОСКО́ВСКИХ ХУД́ОЖ­НИ­КОВ (ОМХ), рос. ху­до­жест­вен­ное объ­е­ди­не­ние. Воз­ник­ло в 1927 в ре­зуль­та­те объ­е­ди­не­ния быв. чле­нов Об-ва жи­во­пис­цев и скульп­то­ров «Мо­с­ков­ские жи­во­пис­цы» (1924–25, ос­но­ва­но быв. чле­на­ми объ­еди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет»), об-ва «Ма­ко­вец» и Об-ва ху­дож­ни­ков «Бы­тие» (1921–30, об­ра­зо­ва­но в Мо­ск­ве груп­пой вы­пу­ск­ни­ков Вху­те­ма­са). В 1928 к ним при­сое­ди­ни­лась груп­па ху­дож­ни­ков «Кры­ло» (1926–28; ос­но­ва­но уче­ни­ка­ми А. А. Ос­мёр­ки­на) в ка­че­ст­ве ав­то­ном­ной мо­ло­дёж­ной сек­ции (ОМХ-2; до 1929). Ве­ду­щая роль в ОМХ пер­во­на­чаль­но при­над­ле­жа­ла быв. «буб­но­во­ва­лет­цам» и их по­сле­до­ва­те­лям. Чле­ны-уч­ре­ди­те­ли – С. В. Ге­ра­си­мов, И. Э. Гра­барь (пер­вый пред. прав­ле­ния), А. Д. Дре­вин, И. Ф. За­вья­лов, К. К. Зе­фи­ров, Б. Д. Ко­ро­лёв, А. В. Лен­ту­лов (пред. прав­ле­ния с 1929), Н. Х. Мак­си­мов, Н. Н. Мас­лен­ни­ков, И. И. Маш­ков, А. А. Ос­мёр­кин, С. И. Пет­ров, М. С. Ро­дио­нов, В. В. Ро­ж­де­ст­вен­ский, Н. А. Удаль­цо­ва, Р. Р. Фальк, В. Ф. Фран­кет­ти, В. Л. Хра­ков­ский, И. И. Чек­ма­зов. Со­став ОМХ по­сто­ян­но уве­ли­чи­вал­ся за счёт быв. чле­нов моск. об­ществ «Цех жи­во­пис­цев», «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва», «Рост», «Жар-Цвет» и др. Сре­ди 67 дей­ст­вит. чле­нов ОМХ (1930) – А. И. Крав­чен­ко, Н. П. Кры­мов, А. В. Ку­прин, В. В. По­чи­та­лов, В. Ф. Рын­дин, А. В. Фон­ви­зин, Н. М. Чер­ны­шёв, А. В. Шев­чен­ко, Н. И. Шес­та­ков, В. Р. Эй­гес. Ус­тав ОМХ (1928) дек­ла­ри­ро­вал «под­ня­тие и раз­ви­тие ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры РСФСР, а так­же при­бли­же­ние её к мас­сам», не­об­хо­ди­мость «ху­до­же­ст­вен­но­го ото­бра­же­ния жиз­ни и идей со­вет­ской со­вре­мен­но­сти в жи­вопис­ных пла­сти­че­ских фор­мах но­во­го реа­лиз­ма». Тем не ме­нее об-во не име­ло еди­ной ху­дож. плат­фор­мы: объ­е­ди­няя мн. круп­ных мас­те­ров раз­ных ху­дож. те­че­ний, оно ско­рее пред­став­ля­ло совр. мо­с­ков­скую шко­лу жи­во­пи­си в це­лом, во всём раз­но­об­ра­зии сти­лей и на­прав­ле­ний. Твор­че­ст­во чле­нов ОМХ ос­та­ва­лось в рам­ках тра­диц. жан­ров, сре­ди ко­то­рых пре­об­ла­да­ли пей­заж и на­тюр­морт. ОМХ ор­га­ни­зо­ва­ло 2 от­чёт­ные вы­став­ки (1928 и 1929), ряд пе­ре­движ­ных вы­ста­вок, его чле­ны уча­ст­во­ва­ли в вы­став­ке сов. иск-ва в Нью-Йор­ке (1929). В мар­те 1928 при ОМХ соз­да­ны ху­дож.-про­из­водств. мас­тер­ские (МАСТОМХ), где ис­пол­ня­лись пла­ка­ты, про­ек­ты оформ­ле­ния об­ществ. зда­ний, из­да­ва­лись от­крыт­ки, ре­про­дук­ции и др. Дея­тель­ность ОМХ под­вер­га­лась на­пад­кам со сто­ро­ны идео­ло­гов АХР и объ­е­ди­не­ния «Ок­тябрь». Ре­зо­лю­ция сек­то­ра ис­кусств Нар­ком­про­са (1930) пред­пи­сы­ва­ла ОМХ уси­лить по­ли­ти­ко-вос­пи­тат. ра­бо­ту сре­ди сво­их чле­нов и про­вес­ти «клас­со­вую диф­фе­рен­циа­цию». В нач. 1931 боль­шая груп­па чле­нов ОМХ пе­ре­шла в АХР; об-во су­ще­ст­во­ва­ло до по­ста­нов­ле­ния ЦК ВКП(б) 1932, ли­к­ви­ди­ро­вав­ше­го все су­ще­ст­вую­щие груп­пи­ров­ки.

Лит.: Ту­генд­хольд ЯА. Ис­кус­ст­во ок­тябрь­ской эпо­хи. Л., 1930; Ос­мер­кин: Раз­мыш­ле­ния об ис­кус­ст­ве… М., 1981; Ме­ле­ди­на МВ. Об­ще­ст­во мо­с­ков­ских жи­во­пис­цев (ОМХ) // Со­вет­ское ис­кус­ст­во­зна­ние. М., 1988. Вып. 24; Се­ве­рю­хин ДЯ., Лей­кинд ОЛ. Зо­ло­той век ху­до­же­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний в Рос­сии и СССР (1820–1932). СПб., 1992.

Вернуться к началу