АССОЦИА́ЦИЯ ХУДО́ЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИО́ННОЙ РОССИ́И
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АССОЦИА́ЦИЯ ХУДО́ЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИО́ННОЙ РОССИ́И (АХРР, с 1928 Ассоциация художников революции, АХР), рос. худож. общество. Основано в 1922 в Москве. Его установки были сформулированы в докладе П. А. Радимова «О значении быта в современной живописи»: традиционализм в духе передвижников избран здесь в качестве «понятного народным массам» образца для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда». Отвергнув «левый» авангардизм как вредные «измышления», ахрровцы сумели привлечь на свою сторону некоторую часть известных мастеров и заручиться организац. поддержкой властных структур (прежде всего, руководства Красной Армии). Типичные произведения ахрровцев (картины Ф. С. Богородского, М. Б. Грекова, Б. В. Иогансона, Е. А. Кацмана, Г. Г. Ряжского, С. В. Рянгиной, Б. Н. Яковлева, также мастеров старшего поколения – И. И. Бродского, Н. А. Касаткина, С. В. Малютина, Е. М. Чепцова), как правило, сюжетно-повествовательны и решены в консервативной стилистике. Однако живописность импрессионистич. толка составила внутри АХРР целое течение (А. Е. Архипов, А. М. Герасимов и др.) – наряду с пейзажной тенденцией в духе Союза русских художников (В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, К. Ф. Юон). Центр. место на выставках занимали портреты политич. лидеров и историко-революц. сюжеты. При этом особое значение придавалось не просто политически-актуальным образам, но их массовым копиям, «картинам-плакатам» для оформления «красных уголков» по всей стране. За неск. лет АХРР превратилась в самую большую творч. организацию СССР, по всей стране открылось ок. 40 её филиалов; издавался ж. «Искусство в массы» (1929–30, в 1931–32 – «За пролетарское искусство»). Существовала до 1932. Всесоюзная оргсистема АХРР послужила впоследствии базой для создания Союза художников СССР.