ПАСТЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАСТЕ́ЛЬ (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta – тесто), краски (мягкие цветные карандаши без оправы), а также живопись этими красками. П. изготавливается в виде коротких разноцветных палочек, спрессованных из стёртых в порошок пигментов с добавлением камедей (гуммиарабик, трагикант), молока, иногда мела, гипса и т. д. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней мягкости и мягкие. Ими пишут и рисуют на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый пульверизатором). Большое значение штриха сближает П. с графикой. Для П. характерны бархатисто-матовая поверхность красочного слоя, звучный и чистый цвет, мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть. Однако краски П. легко осыпаются; её необходимо оберегать от прикосновений и сотрясений (обычно пастельные работы хранят под стеклом).
Происхождение П. предположительно относят ко 2-й пол. 15 в., когда возник интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.). Термин «pastello» впервые появился в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо. Мастера П. 16–17 вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, X. Хольбейн Младший в Германии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) сохраняли традиции чистого рисунка. С кон. 17 в. в П. усиливаются живописные тенденции (Ж. Вивьен во Франции). Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекали к П. таких мастеров 18 в., как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден и Ж. Б. Перроно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. В 19 в. в технике П. работали Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в П. выразит. силу линий и богатство фактуры) – во Франции, М. Либерман в Германии, М. К. Чюрлёнис в Литве. В 20 в. к П. обращались П. Боннар, Э. Вюйар, М. Кэссетт и др. Значит. произведения в этой технике создали рос. художники 19–20 вв. – А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов, Л. О. Пастернак, С. В. Малютин, Е. А. Кацман, Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.