ЛЕОНИ́ДОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕОНИ́ДОВ Иван Ильич [9(22).1.1902, хутор Власиха с. Бабино, ныне Тверская обл. – 6.11.1959, Москва], рос. архитектор. Учился во Вхутемасе (1921–27) на живописном, с 1922 – на архит. отделении в мастерской А. А. Веснина. Один из самых последовательных сторонников новаторства в архитектуре, уже в дипломном проекте «Институт библиотековедения им. В. И. Ленина в Москве» (1927; композиция из параллелепипеда и шара, поднятого над землёй на ажурных металлич. конструкциях) принципиально расширил формальный язык конструктивизма и наметил пути решения актуальной задачи – проектирования высотного здания, вписанного в контекст гор. застройки; эта работа быстро получила мировую известность.
Член Общества современных архитекторов (ОСА) с момента его образования в 1925, активно участвовал в его мероприятиях (выступал с докладами, выполнял конкурсные проекты и т. д.). Наиболее интенсивно работал на рубеже 1920–30-х гг.; создавал архит. проекты в духе «эстетики простоты», сочетая идеальные правильные формы со сложным функциональным замыслом. Для демонстрации своих идей Л. использовал оригинальную архит. графику, которая обладает самостоят. худож. ценностью. Проекты Л. этого периода условно делятся на две группы: обществ. здания – производственные, деловые и административные (кинофабрика «Мосфильм», 1927; Дом Центросоюза, 1928; Дом промышленности, 1929–30; Ин-т статистики, 1929, все – для Москвы; Дом правительства, для Алма-Аты, 1929; памятник X. Колумбу для Санто-Доминго, 1929) и градостроит. комплексы (Дворец культуры Пролетарского р-на, для Москвы, 1930; проект социалистич. расселения при Магнитогорском химико-металлургич. комбинате, 1930).
С офиц. поворотом сов. архитектуры к неоклассике в нач. 1930-х гг. творч. деятельность Л. подверглась резкой критике, в ответ на которую он создал своё лучшее произведение 1930-х гг. – проект здания Наркомтяжпрома (для Москвы, 1934): новое по формам, гигантское по масштабу, выразительное по силуэту здание органично включено в историч. ансамбль Кремля и Красной пл. в русле принципов сочетания разновеликих объёмов, свойственных рус. архитектуре (см. илл. к ст. Архитектурная графика).
В дальнейшем Л. был вынужден отказаться от активных выступлений в архитектуре. В 1934–40 он работал в мастерской № 3 Моссовета и создал проекты жилого комплекса «Ключики» (для Нижнего Тагила, 1935–36), комбината газ. «Известия» (для Москвы, 1939–40), генплан пионерского лагеря «Большой Артек» в Крыму (1936–37) и др. В 1941–1943 в действующей армии. В 1950-е гг. Л. работал над проектом города будущего – «Город Солнца», создавал эскизы к конкурсам на проект здания ООН в Нью-Йорке, Дворца Советов на Ленинских горах в Москве и др.
За свою жизнь Л. смог реализовать лишь один небольшой проект: комплекс парковых террас с лестницей (1937–38) в санатории им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске. Тем не менее его творчество повлияло на рос. и мировую архитектуру 20 в. (использование крупных правильных геометрич. объёмов, поверхностей сплошного застекления, принципов «информационной архитектуры»).