Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕРМЕНЁВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Авторы: А. М. Муратов

ЕРМЕНЁВ Иван Алек­сее­вич [1746 или 1748, или нач. 1749, С.-Пе­тер­бург (?) – по­сле 1792 или по­сле 1797, там же (?)], рос. гра­фик и жи­во­пи­сец. Сын при­двор­но­го ко­ню­ха. С че­ты­рёх лет со­сто­ял «во ус­лу­гах» при имп. Ели­за­ве­те Пет­ров­не, за­тем «ком­нат­ный маль­чик» при вел. кн. Пав­ле Пет­ро­ви­че (позд­нее поль­зо­вал­ся его по­кро­ви­тель­ст­вом). За­ни­мал­ся франц. язы­ком, а так­же ар­хи­тек­ту­рой у А. Ф. Ко­ко­ри­но­ва (1760–63), учил­ся в пе­терб. АХ (1761–67) жи­во­пи­си у С. То­рел­ли и Г. И. Коз­ло­ва, ар­хи­тек­ту­ре у Ж. Б. М. Вал­лен-Де­ла­мо­та и в гра­ви­ро­валь­ном клас­се; по­лу­чил ат­те­стат 4-й сте­пе­ни как «не­удо­сто­ив­ший­ся по­ве­де­ни­ем, но ус­пев­ший пред прот­чи­ми от­лич­но в та­лан­тах». В 1775–88 был сти­пен­диа­том вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча в Па­ри­же, где за­ни­мал­ся в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (ок. 1775–79) у порт­ре­ти­ста Ж. С. Дю­п­лес­си; ок. 1788 по­зна­ко­мил­ся с Ф. В. Кар­жа­ви­ным.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков бы­то­во­го жан­ра в отеч. иск-ве. К наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ни­ям Е. от­но­сит­ся се­рия из 8 ра­бот, изо­бра­жаю­щая слеп­цов-ни­щих и кре­сть­ян (се­пия, ка­ран­даш, ак­ва­рель, 1764 или до 1775, ГРМ); она вклю­ча­ет од­но- и двух­фи­гур­ные изо­бра­же­ния в рост и две мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции [«По­ющие слеп­цы-ни­щие» и «Обед» («Кре­сть­я­не за обе­дом»)], близ­кие жан­ро­вым по­лот­нам М. Ши­ба­но­ва. Свой­ст­вен­ные клас­си­циз­му обоб­щён­ность си­лу­эта и све­то­те­ни, яс­ность ком­по­зи­ции, упо­доб­лен­ной ба­рель­е­фу, при­да­ют об­ра­зам про­сто­лю­ди­нов мо­ну­мен­таль­ность и зна­чи­тель­ность.

И. А. Ерменёв. «Поющие слепцы-нищие». Акварель, сепия, карандаш. 1764 или до 1775. Русский музей (С.-Петербург).

Е. – ав­тор ал­ле­го­рич. ком­по­зи­ций, вос­хо­дя­щих к тра­ди­ции ба­рок­ко [«Ал­ле­го­рия на бра­ко­со­че­та­ние ве­ли­ко­го кня­зя Пав­ла Пет­ро­ви­ча» (1773, Му­зей-за­по­вед­ник «Пав­ловск»), «Ал­ле­го­рия на бла­го­ден­ст­вие Рос­сии» («Бла­го­ден­ст­вие цар­ст­во­ва­ния Ека­те­ри­ны II», 1774, ГРМ), обе – се­пия]. Па­риж­ским пе­рио­дом да­ти­ру­ют­ся 5 ри­сун­ков Е. (на биб­лей­ские сю­же­ты, жан­ро­вая сце­на и ал­ле­го­рия). Из­вест­ны так­же его порт­ре­ты-ми­ниа­тю­ры на сло­но­вой кос­ти [«Шар­лот­та Ла­ми, же­на Кар­жа­ви­на» (1788), «Не­из­вест­ный в во­ен­ном мун­ди­ре» («Офи­цер ар­мей­ской пе­хо­ты», 1792, ГРМ)].

Лит.: Алян­ский Ю. За­га­доч­ный Ер­ме­нев // В ми­ре книг. 1977. № 3; Са­ви­нов А. Н. И. А. Ер­ме­нев. Л., 1982.

Вернуться к началу