ЕРМЕНЁВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕРМЕНЁВ Иван Алексеевич [1746 или 1748, или нач. 1749, С.-Петербург (?) – после 1792 или после 1797, там же (?)], рос. график и живописец. Сын придворного конюха. С четырёх лет состоял «во услугах» при имп. Елизавете Петровне, затем «комнатный мальчик» при вел. кн. Павле Петровиче (позднее пользовался его покровительством). Занимался франц. языком, а также архитектурой у А. Ф. Кокоринова (1760–63), учился в петерб. АХ (1761–67) живописи у С. Торелли и Г. И. Козлова, архитектуре у Ж. Б. М. Валлен-Деламота и в гравировальном классе; получил аттестат 4-й степени как «неудостоившийся поведением, но успевший пред протчими отлично в талантах». В 1775–88 был стипендиатом вел. кн. Павла Петровича в Париже, где занимался в Королевской академии живописи и скульптуры (ок. 1775–79) у портретиста Ж. С. Дюплесси; ок. 1788 познакомился с Ф. В. Каржавиным.
Один из основоположников бытового жанра в отеч. иск-ве. К наиболее значит. произведениям Е. относится серия из 8 работ, изображающая слепцов-нищих и крестьян (сепия, карандаш, акварель, 1764 или до 1775, ГРМ); она включает одно- и двухфигурные изображения в рост и две многофигурные композиции [«Поющие слепцы-нищие» и «Обед» («Крестьяне за обедом»)], близкие жанровым полотнам М. Шибанова. Свойственные классицизму обобщённость силуэта и светотени, ясность композиции, уподобленной барельефу, придают образам простолюдинов монументальность и значительность.
Е. – автор аллегорич. композиций, восходящих к традиции барокко [«Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича» (1773, Музей-заповедник «Павловск»), «Аллегория на благоденствие России» («Благоденствие царствования Екатерины II», 1774, ГРМ), обе – сепия]. Парижским периодом датируются 5 рисунков Е. (на библейские сюжеты, жанровая сцена и аллегория). Известны также его портреты-миниатюры на слоновой кости [«Шарлотта Лами, жена Каржавина» (1788), «Неизвестный в военном мундире» («Офицер армейской пехоты», 1792, ГРМ)].