КО́НСТЕБЛ КОНСТЕБЛЬ ДЖОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́НСТЕБЛ, Констебль (Constable) Джон (11.6.1776, Ист-Бергхолт, графство Суффолк – 31.3.1837, Лондон), англ. живописец. Сын преуспевающего торговца зерном; после окончания школы работал на семейном предприятии, отдавая свободное время этюдам природы Суффолка (позднее писал, что родные места «сделали его живописцем»). В 1799 поступил вольнослушателем в Королевскую АХ в Лондоне. Посещая натурные и анатомич. классы, уделял много времени копированию работ старых мастеров (К. Лоррена, П. П. Рубенса, Аннибале Карраччи, Я. ван Рёйсдала и др.). Проучившись три года, К. впервые выставил в Королевской академии свою работу, которая осталась незамеченной. Несмотря на нужду, К. отверг предложенную ему должность учителя рисования в воен. колледже и сосредоточился на пейзажной живописи, хотя в начале карьеры ему часто приходилось ради заработка писать портреты и плохо ему удававшиеся религ. композиции.
Крупнейший мастер романтич. пейзажа, К. считал задачей пейзажиста правдивую передачу природы со всеми её нюансами; был убеждён, что наилучших успехов художник может достичь тогда, когда пишет местность, которую хорошо знает и любит. Условности пейзажной живописи своих современников он противопоставил стремление к искренности и простоте, что привело его к выбору подчёркнуто «заурядных» мотивов. Отказавшись от классич. формул построения пейзажа, искал новые композиционные приёмы и колористич. гармонии, экспериментировал с фактурой. Делая наброски и этюды с натуры, он к 1810 выработал собственную манеру передачи природы (этюды «Флэтфордская мельница с запруды на реке Стур», 1811, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В 1811 К. выставил в Королевской академии свой первый большой пейзаж «Дедхемская долина: Утро» (частное собрание, Суффолк), после этого регулярно участвовал в выставках, которые редко приносили ему успех. Ранние работы К. отмечены необыкновенной свежестью, отчасти достигаемой с помощью холодного колорита («Парк Вайвенхоу», 1816, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), резко противоречившего предъявляемому в то время к живописи требованию «благородного колорита старых мастеров», который в действительности был следствием потемнения лака.
После женитьбы в 1816 К. поселился в лондонском пригороде Хэмпстед, откуда выезжал на лето в Суффолк, Солсбери и Брайтон. В 1818–29 создал серию крупных «шестифутовых» полотен, в которых неброский мотив героизировался за счёт масштаба, свойственного произведениям «высоких жанров». Стремясь соединить натурализм с целостным выражением худож. идеи, свободным от всего случайного, К. прибег к необычному методу работы: на основании предварительных этюдов и набросков он делал эскиз маслом в полный размер будущей картины. Свободно и обобщённо написанные, эти эскизы уже в кон. 19 в. стали цениться больше, чем детально прописанные законченные выставочные композиции. К. также нашёл способ сделать поверхность своих работ мерцающей: на выступающие точки пастозных мазков нижнего живописного слоя он наносил мелкие мазки чистого белого цвета, которые критически настроенные современники называли «снежинками» или «мыльными стружками». Первая картина серии – «Белая лошадь» (1818–1819, собрание Фрик, Нью-Йорк) принесла К. звание ассоциированного члена Королевской академии. Две следующие – «Повозка с сеном» (1821, Нац. галерея, Лондон) и «Вид на реку Стур вблизи Дедхема» (1822, Худож. галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) – были приобретены парижским арт-дилером Дж. Арроусмитом, выставившим их в парижском Салоне 1824, где они произвели сильное впечатление на франц. художников, включая Э. Делакруа. За последующие 2 года К. продал во Франции ок. 20 картин – примерно столько же, сколько ему удалось за всю жизнь продать в Великобритании.
В работах «Собор в Солсбери из сада епископа» (1823, Музей Виктории и Альберта), «Прыгающая лошадь» (1825, Королевская АХ, Лондон), «Дедхемская долина» (1828, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург) художник как бы распахивает картинное пространство навстречу зрителю, отказываясь от проработанного первого плана, и, следуя примеру голл. живописцев 17 в., уделяет особое внимание передаче световоздушной среды и изображению неба. В 1820–24 К. разрабатывает мотив облаков в многочисл. акварельных этюдах, на обороте которых помечены дата, время суток и погода, включая направление ветра.
После смерти жены в 1828 художник до конца жизни почти не выходил из состояния меланхолии и тревоги. Его поздние пейзажи («Замок Хэдли», ок. 1829, Йельский центр Британского иск-ва, Нью-Хейвен, США; «Собор в Солсбери с земель епископа», 1831, Нац. галерея, Лондон; «Открытие моста Ватерлоо», 1832, галерея Тейт, Лондон) отмечены драматизмом, создаваемым отчасти световыми эффектами. Необычайной светоносностью обладают и акварели этого периода, включая знаменитый «Вид Стонхенджа» (1836, Музей Виктории и Альберта). В 1829 К. избирают в Королевскую академию, в 1831 приглашают преподавать. В 1833–36 он прочёл лекции о пейзажной живописи, в которых подвёл итог многолетним размышлениям и отдал дань наступлению эпохи позитивизма: «живопись есть наука, и её следует рассматривать как изучение законов природы. В таком случае позволительно считать пейзажную живопись частью натурфилософии, а картины – опытами». Посмертно признанный, наряду с У. Тёрнером, величайшим пейзажистом Великобритании, К. оказал значит. влияние на художников барбизонской школы и импрессионизма.