ГЕ́ЙНСБОРО ТОМАС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́ЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14.5.1727, Садбери, графство Суффолк – 2.8.1788, Лондон), англ. живописец и рисовальщик. Родился в семье торговца сукном. Ок. 1740 приехал в Лондон, где обучался в студиях разл. художников (Ю. Ф. Гравло и др.), изучал европ. живопись 17–18 вв. в англ. коллекциях (голл. пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров франц. рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи). Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) англ. портретист 18 в., Г. начинал как пейзажист [«Корнардский лес» («Лес Гейнсборо»), ок. 1748, Нац. галерея, Лондон]. Его ранние портреты отличаются наивным поэтич. очарованием, в них значит. роль отведена пейзажу. Они исполнены в Садбери (1748–51) и Ипсуиче (1752 – ок. 1759), где заказчиками Г. были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748–49, Нац. галерея, Лондон; Л. Хинига с сестрой, 1750-е гг., Музей Фицуильяма, Кембридж); с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», ок. 1758, Нац. галерея, Лондон, и др.). Внутр. светоносность колорита становится отныне одной из гл. особенностей живописи Гейнсборо.
В 1759–73 Г. работал в Бате, где круг его заказчиков составили англ. знать, актёры и музыканты. Новые персонажи требовали большей репрезентативности; в портретах ощутимо влияние А. ван Дейка (портрет Дж. Баттола, или «Мальчик в голубом», ок. 1770, Худож. галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Верно схватывая характер модели, Г. воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Худож. музей, Цинциннати; гр. Мэри Хау, 1763–64, Кенвуд-хаус, Лондон).
В 1774 художник переехал в Лондон. Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775–77, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (кон. 1770-х гг., Эрмитаж, С.-Петербург), миссис Э. Шеридан (ок. 1785–87, Нац. галерея, Вашингтон); автопортрет (1787, Королевская АХ, Лондон), а также двойные семейные портреты [«Утренняя прогулка» (У. Халлетт с женой), 1785, Нац. галерея, Лондон]. Свидетельством дружеских связей Г. с артистич. средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Муз. лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (ок. 1777, Худож. галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (ок. 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (ок. 1783–85, Нац. галерея, Лондон). Излюбленные художником холодные тона, оттенённые мягкими перламутровыми переливами красок, придают особую поэтичность сельским пейзажам Г., в которых заметно влияние позднего П. П. Рубенса. Его пейзажи – своего рода вариации на темы реальных природных мотивов, нередко скомпонованных в мастерской из камней, мха, кусков зеркала и т. п. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760–65, галерея Тейт; «Водопой», 1777, Нац. галерея, Лондон; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786–87, галерея Тейт, и др.); во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. В последние годы жизни Г. был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, ок. 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Изображения природы и сцены сельской жизни занимают значит. место и среди рисунков Г. Его творчество сыграло важную роль в дальнейшем развитии англ. школы живописи (творчество Дж. Констебла и др.). Г. – один из членов-основателей Королевской АХ в Лондоне (1768).