РЕ́ЙНОЛДС РЕЙНОЛЬДС ДЖОШУА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́ЙНОЛДС, Рейнольдс (Reynolds) Джошуа (16.7.1723, Плимптон, Девоншир – 23.2.1792, Лондон), англ. живописец и теоретик иск-ва, чл.-учредитель и первый президент (1768–92) Королевской АХ в Лондоне. Родился в семье школьного учителя (позднее преподавателя колледжа в Оксфорде). Учился в Лондоне у Т. Хадсона (1740–43). В ранних работах Р. ощутимы влияния А. ван Дейка, Рембрандта и Г. Неллера (автопортреты, ок. 1746, частное собрание, и ок. 1754, Нац. портретная галерея, Лондон, и др.). В 1750–52 путешествовал по Европе, в Италии изучал произведения мастеров Возрождения. C 1753 жил в Лондоне; с 1784 гл. художник короля Георга III. Был дружен с С. Джонсоном, О. Голдсмитом, Л. Стерном, Д. Гарриком. Создал св. 2 тыс. портретов видных англ. политич. и воен. деятелей, представителей знати, учёных, артистов, поэтов, писателей. Традиции барочного парадного портрета сочетаются у Р. с классицистич. тенденциями, чертами просветительского гуманизма; эффектность композиции (иногда с элементами театральности и аллегории), выразительность поз и жестов, гибкая игра светотени, богатство рефлексов, использование разл. аксессуаров – с ярким раскрытием индивидуальных особенностей личности, её историч. и обществ. роли. Среди портретов – коммодор О. Кеппел (1749 и ок. 1753–54, оба – Нац. мор. музей, Гринвич, Лондон), С. Джонсон (ок. 1756), Л. Стерн (1760, оба – Нац. портретная галерея, Лондон), «Графиня Спенсер с дочерью» (1760–61, собрание графа Спенсера, Олторп), «Д. Гаррик между музами Трагедии и Комедии» (ок. 1762, собрание Ротшильда, Кембридж), Нелли О’Брайен (ок. 1762–64, собрание Уоллес, Лондон), сэр Дж. Банкс (1773, Королевская академия искусств, Лондон), Автопортрет (1775, галерея Уффици, Флоренция), «С. Сиддонс в виде музы Трагедии» (ок. 1783–84, Худож. галерея Хантингтон, Сан-Марино, США), лорд Хитфилд (1787, Нац. галерея, Лондон). В 1781 Р. посетил Голландию и Фландрию, где проявил интерес к иск-ву П. П. Рубенса, влияние которого заметно в картинах, написанных по заказам имп. Екатерины II и кн. Г. А. Потёмкина («Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой», 1786–88; «Воздержанность Сципиона Африканского», 1788–89, обе – Эрмитаж, С.-Петербург). За 3 года до смерти оставил работу из-за слепоты. В статьях и публикациях ежегодных речей в АХ Р. обосновывал академич. доктрину «большого стиля» (Grand manner), ориентацию на великих мастеров, этич. роль иск-ва. В 1769 возведён в рыцарское достоинство.