Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ЙНОЛДС РЕЙНОЛЬДС ДЖОШУА

Дж. Рейнолдс. Портрет полковника Б. Тарлтона. Ок. 1782. Национальная галерея (Лондон).

РЕ́ЙНОЛДС, Рей­нольдс (Reynolds) Джо­шуа (16.7.1723, Плимп­тон, Де­вон­шир – 23.2.1792, Лон­дон), англ. жи­во­пи­сец и тео­ре­тик иск-ва, чл.-уч­ре­ди­тель и пер­вый пре­зи­дент (1768–92) Ко­ро­лев­ской АХ в Лон­до­не. Ро­дил­ся в се­мье школь­но­го учи­те­ля (позд­нее пре­по­да­ва­те­ля кол­лед­жа в Окс­фор­де). Учил­ся в Лон­до­не у Т. Хад­со­на (1740–43). В ран­них ра­бо­тах Р. ощу­ти­мы влия­ния А. ван Дей­ка, Рем­бранд­та и Г. Нел­ле­ра (ав­то­портре­ты, ок. 1746, ча­ст­ное со­б­ра­ние, и ок. 1754, Нац. порт­рет­ная га­ле­рея, Лон­дон, и др.). В 1750–52 пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, в Ита­лии изу­чал про­из­ве­де­ния мас­те­ров Воз­ро­ж­де­ния. C 1753 жил в Лон­до­не; с 1784 гл. ху­дож­ник ко­ро­ля Ге­ор­га III. Был дру­жен с С. Джон­со­ном, О. Голд­сми­том, Л. Стер­ном, Д. Гар­риком. Соз­дал св. 2 тыс. порт­ре­тов вид­ных англ. по­ли­тич. и во­ен. дея­те­лей, пред­ста­ви­те­лей зна­ти, учё­ных, ар­ти­стов, по­этов, пи­са­те­лей. Тра­ди­ции ба­роч­но­го па­рад­но­го порт­ре­та со­че­та­ют­ся у Р. с клас­си­ци­стич. тен­ден­ция­ми, чер­та­ми про­све­ти­тель­ско­го гу­ма­низ­ма; эф­фект­ность ком­по­зи­ции (ино­гда с эле­мен­та­ми те­ат­раль­но­сти и ал­ле­го­рии), вы­ра­зитель­ность поз и жес­тов, гиб­кая иг­ра свето­те­ни, бо­гат­ст­во реф­лек­сов, ис­поль­зо­ва­ние разл. ак­сес­суа­ров – с яр­ким рас­кры­ти­ем ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти, её ис­то­рич. и об­ществ. ро­ли. Сре­ди порт­ре­тов – ком­мо­дор О. Кеп­пел (1749 и ок. 1753–54, оба – Нац. мор. музей, Грин­вич, Лон­дон), С. Джон­сон (ок. 1756), Л. Стерн (1760, оба – Нац. порт­рет­ная га­ле­рея, Лон­дон), «Гра­фи­ня Спен­сер с до­че­рью» (1760–61, со­б­ра­ние гра­фа Спен­се­ра, Ол­торп), «Д. Гар­рик ме­ж­ду му­за­ми Тра­ге­дии и Ко­ме­дии» (ок. 1762, со­б­ра­ние Рот­шиль­да, Кем­бридж), Нел­ли О’Брайен (ок. 1762–64, со­б­ра­ние Уол­лес, Лон­дон), сэр Дж. Банкс (1773, Ко­ро­лев­ская ака­де­мия ис­кусств, Лон­дон), Ав­то­порт­рет (1775, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), «С. Сид­донс в ви­де му­зы Тра­ге­дии» (ок. 1783–84, Ху­дож. га­ле­рея Хан­тинг­тон, Сан-Ма­ри­но, США), лорд Хит­филд (1787, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). В 1781 Р. по­се­тил Гол­лан­дию и Флан­д­рию, где про­явил ин­те­рес к иск-ву П. П. Ру­бен­са, влия­ние ко­то­ро­го за­мет­но в кар­ти­нах, на­пи­сан­ных по за­ка­зам имп. Ека­те­ри­ны II и кн. Г. А. По­тём­ки­на («Мла­де­нец Ге­ракл, уду­шаю­щий змей, по­дос­лан­ных Ге­рой», 1786–88; «Воз­дер­жан­ность Сци­пио­на Аф­ри­кан­ско­го», 1788–89, обе – Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). За 3 го­да до смер­ти ос­та­вил ра­бо­ту из-за сле­по­ты. В стать­ях и пуб­ли­ка­ци­ях еже­год­ных ре­чей в АХ Р. обос­но­вы­вал ака­де­мич. док­три­ну «боль­шо­го сти­ля» (Grand manner), ори­ен­та­цию на ве­ли­ких мас­те­ров, этич. роль иск-ва. В 1769 воз­ве­дён в ры­цар­ское до­сто­ин­ст­во.

Соч.: Discourses on art. L., 1778. New Haven; L., 1997.

Лит.: Waterhouse E. J. Reynolds. L., 1973; Prochno R. J. Reynolds. Weinheim, 1990; Man­nings D. Sir J. Reynolds: A complete catalogue of his paintings. New Haven; L., 2000.

Вернуться к началу