Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУПЕРГРА́ФИКА

СУПЕРГРА́ФИКА (англ. supergraphics), при­ём оформ­ле­ния ин­терь­е­ров и фа­садов зда­ний круп­но­мас­штаб­ны­ми гео­мет­рич. мо­ти­ва­ми и над­пи­ся­ми; раз­но­вид­ность гра­фи­ки. С. воз­ник­ла в сер. 1960-х гг. в сре­де амер. ар­хи­тек­то­ров по­стмо­дер­низ­ма как экс­пе­ри­мент с про­стран­ст­вом: рос­пи­си (ча­ще все­го раз­но­цвет­ные по­ло­сы), пе­ре­те­кав­шие с од­ной по­верх­но­сти на дру­гую (со сте­ны на по­то­лок, с од­но­го фа­са­да на дру­гой), ви­зу­аль­но транс­фор­ми­ро­ва­ли ар­хит. фор­му, ли­шая её тек­то­ни­ки и цель­но­сти, при­да­вая ди­на­ми­ку, ме­няя пер­спек­ти­ву (напр., зри­тель­но «уко­ра­чи­вая» длин­ные ко­ри­до­ры). Сре­ди ран­них об­раз­цов: оформ­ле­ние ин­терь­е­ров жи­ло­го ком­плек­са «Си Ранч» в Сан-Фран­ци­ско, ди­зай­нер Б. Шта­уф­фахер-Зо­ло­мон, арх. Ч. Мур, 1965; ра­бо­ты ди­зай­не­ра Д. Зус­ман, и др. С 1970-х гг. С. ис­поль­зу­ет­ся как де­ко­ра­тив­ный при­ём и сред­ст­во ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции пре­им. в ком­мерч. и об­ществ. ар­хи­тек­ту­ре и гор. сре­де, во­брав в се­бя эле­мен­ты рек­ла­мы, ука­за­те­ли и по­яс­нит. над­пи­си; в 21 в. С. по­рой от­но­сят к сре­до­во­му ди­зай­ну. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей: ди­зай­не­ры Ж. Ф. Ланк­ло (Фран­ция), П. Шер (США), М. Май­ер­скоу (Ве­ли­ко­бри­та­ния).

Лит.: McMorrough J. Blowing the lid off paint // Rethinking representation. Rotterdam, 2007; Supergraphics: transforming space. L., 2010.

Вернуться к началу