АРХИТЕКТУ́РНАЯ ГРА́ФИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХИТЕКТУ́РНАЯ ГРА́ФИКА, область графич. искусства, связанная с изображением архит. объектов. Используется для иллюстрирования изданий по архитектуре (рисунки и чертежи античных зданий А. Палладио, архит. ордеров у Дж. Виньолы, схемы архит. памятников О. Шуази, альбомы М. Ф. Казакова, проектные листы Б. Ф. Растрелли, И. И. Леонидова и др.). Соприкасается с топографич. изображениями городов, поселений, крепостей (план Рима Дж. Б. Нолли, т. н. Сигизмундов план Москвы и др.). В широком смысле может объединяться с близкими по тематике и изобразит. приёмам худож. рисунками и гравюрами (напр., с эскизами театральных декораций Ф. Галли-Биббиены, П. ди Готтардо Гонзаго; см. также Архитектурный пейзаж). Играет вспомогат. роль в проф. занятиях архитектора. Одно из явлений А. г. – т. н. бумажная архитектура: прогностическое, визионерское, концептуальное проектирование, выраженное в ярком, впечатляющем графич. образе (утопич. проекты К. Н. Леду и Э. Булле, «альпийская архитектура» Б. Таута, архит. фантазии Я. Г. Чернихова, проекты архитекторов-футурологов 1960-х гг., в т. ч. группы Аркигрэм); образовала направление в отеч. архитектуре последней четв. 20 в. (среди представителей – А. С. Бродский, И. В. Уткин, М. А. Филиппов).
Исторически сложились осн. типы архит. изображений: план, фасад, разрез в «плоской» (ортогональной) проекции, перспектива и аксонометрия, передающие объёмно-пространств. отношения. Совр. достижение – компьютерная анимация, позволяющая передать архит. объект в смене ракурсов.
Выразит. особенности А. г. формировались под влиянием как технич. рисунка, так и стилистич. направлений худож. графики. Среди них – использование панорамной композиции (панорама Царицына В. И. Баженова), вида с высоты птичьего полёта (в т. ч. у Ле Корбюзье), контурный рисунок без светотени и тона (заимствован из росписей др.-греч. ваз, был характерен как для графики Дж. Флаксмана и В. Тишбейна, так и для проектов К. Ф. Шинкеля), фотомонтаж (у Ш. Гарнье, Л. Мис ван дер Роэ, Л. М. Лисицкого). Колористические решения варьируются: от применения условных цветов до создания плэнерных эффектов. Значит. влияние на А. г. оказали формальные приёмы кубизма и экспрессионизма, а также поп-арта (работы архитекторов А. и П. Смитсон в составе группы художников – представителей поп-арта) и др. направлений совр. искусства.