Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРХИТЕКТУ́РНАЯ ГРА́ФИКА

Авторы: А. Н. Шукурова
Фасад дома Н. П. Шереметева на Воздвиженке. Из альбома партикулярных строений Москвы М. Ф. Казакова. Нач. 19 в.

АРХИТЕКТУ́РНАЯ ГРА́ФИКА, об­ласть гра­фич. ис­кус­ст­ва, связанная с изо­бра­же­ни­ем архит. объектов. Ис­поль­зу­ет­ся для ил­лю­ст­ри­ро­ва­ния из­да­ний по ар­хи­тек­ту­ре (ри­сун­ки и чер­те­жи ан­тич­ных зда­ний А. Пал­ла­дио, ар­хит. ор­де­ров у Дж. Винь­о­лы, схе­мы ар­хит. па­мят­ни­ков О. Шуа­зи, аль­бо­мы М. Ф. Ка­за­ко­ва, про­ект­ные лис­ты Б. Ф. Рас­трел­ли, И. И. Ле­о­ни­до­ва и др.). Со­при­ка­са­ет­ся с то­по­гра­фич. изо­браже­ния­ми го­ро­дов, по­се­ле­ний, кре­по­стей (план Ри­ма Дж. Б. Нол­ли, т. н. Сигиз­мун­дов план Мо­ск­вы и др.). В ши­ро­ком смыс­ле мо­жет объ­е­ди­нять­ся с близ­ки­ми по те­ма­ти­ке и изо­бра­зит. приё­мам ху­дож. ри­сун­ка­ми и гра­вю­ра­ми (напр., с эс­ки­за­ми те­ат­раль­ных де­ко­ра­ций Ф. Гал­ли-Биб­бие­ны, П. ди Гот­тар­до Гон­за­го; см. так­же Ар­хи­тек­тур­ный пей­заж). Иг­ра­ет вспо­мо­гат. роль в проф. за­ня­ти­ях ар­хи­тек­то­ра. Од­но из яв­ле­ний А. г. – т. н. бу­маж­ная ар­хи­тек­ту­ра: про­гно­сти­чес­кое, ви­зио­нер­ское, кон­цеп­ту­аль­ное про­ек­ти­ро­ва­ние, вы­ра­жен­ное в яр­ком, впе­чат­ляю­щем гра­фич. об­ра­зе (уто­пич. про­ек­ты К. Н. Ле­ду и Э. Бул­ле, «аль­пий­ская ар­хи­тек­ту­ра» Б. Тау­та, ар­хит. фан­та­зии Я. Г. Чер­ни­хо­ва, про­ек­ты ар­хи­тек­то­ров-фу­ту­ро­ло­гов 1960-х гг., в т. ч. груп­пы Ар­киг­рэм); об­ра­зо­ва­ла на­прав­ле­ние в отеч. ар­хи­тек­ту­ре по­след­ней четв. 20 в. (сре­ди пред­ста­ви­те­лей – А. С. Брод­ский, И. В. Ут­кин, М. А. Фи­лип­пов).

Ис­то­ри­че­ски сло­жи­лись осн. ти­пы ар­хит. изо­бра­же­ний: план, фа­сад, раз­рез в «пло­ской» (ор­то­го­наль­ной) про­ек­ции, пер­спек­ти­ва и ак­со­но­мет­рия, пе­ре­даю­щие объ­ём­но-про­странств. от­но­ше­ния. Совр. дос­ти­же­ние – ком­пь­ю­тер­ная ани­ма­ция, по­зво­ляю­щая пе­ре­дать ар­хит. объ­ект в сме­не ра­кур­сов.

И. И. Леонидов. Проект здания Наркомтяжпрома. 1934.

Вы­ра­зит. осо­бен­но­сти А. г. фор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем как тех­нич. ри­сун­ка, так и сти­ли­стич. на­прав­ле­ний ху­дож. гра­фи­ки. Сре­ди них – ис­поль­зо­ва­ние па­но­рам­ной ком­по­зи­ции (па­но­ра­ма Ца­ри­цы­на В. И. Ба­же­но­ва), ви­да с вы­со­ты птичь­е­го по­лё­та (в т. ч. у Ле Кор­бю­зье), кон­тур­ный ри­су­нок без све­то­те­ни и то­на (за­им­ст­во­ван из рос­пи­сей др.-греч. ваз, был ха­рак­те­рен как для гра­фи­ки Дж. Флакс­ма­на и В. Тиш­бей­на, так и для про­ек­тов К. Ф. Шин­ке­ля), фо­то­мон­таж (у Ш. Гар­нье, Л. Мис ван дер Роэ, Л. М. Ли­сиц­ко­го). Ко­ло­ри­сти­че­ские ре­ше­ния варь­и­ру­ют­ся: от при­ме­не­ния ус­лов­ных цве­тов до соз­да­ния плэнер­ных эф­фек­тов. Зна­чит. влия­ние на А. г. ока­за­ли фор­маль­ные приё­мы ку­биз­ма и экс­прес­сио­низ­ма, а так­же поп-ар­та (ра­бо­ты ар­хи­тек­то­ров А. и П. Смит­сон в со­ста­ве груп­пы ху­дож­ни­ков – пред­ста­ви­те­лей поп-ар­та) и др. на­прав­ле­ний совр. ис­кус­ст­ва.

Вернуться к началу