Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШИ́НКЕЛЬ

Авторы: Н. И. Фролова
К.Ф. Шинкель. Здание музея (ныне Старый музей) в Берлине. 1823–30. Фото Н.И. Фроловой

ШИ́НКЕЛЬ (Schinkel) Карл Фрид­рих (13.3.1781, Ной­руп­пин, ны­не зем­ля Бран­ден­бург – 9.10.1841, Бер­лин), нем. ар­хи­тек­тор, жи­во­пи­сец, сце­но­граф, поч. чл. пе­терб. АХ (1838). Учил­ся у Д. Жил­ли в 1798, в 1799–1800 в бер­лин­ской Ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры, сбли­зил­ся с Ф. Жил­ли. В 1803–04 в Ита­лии, где по­зна­ко­мил­ся с по­вли­яв­шим на не­го пей­за­жи­стом Й. А. Ко­хом, усо­вер­шен­ст­во­вал на­вы­ки жи­во­пис­ца, изу­чал ср.-век. па­мят­ни­ки. Об­ра­тил­ся от тра­диц. клас­си­циз­ма к кон­цеп­ции ра­цио­наль­ной, «прав­ди­вой» ар­хи­тек­ту­ры, где строи­тель­ст­во (в т. ч. не скры­тое де­ко­ром ис­поль­зо­ва­ние ма­те­риа­ла и кон­ст­рук­ции) и со­об­ра­же­ния поль­зы со­че­та­ют­ся с «по­этич­но­стью» и «ис­то­рич­но­стью», при­даю­щи­ми со­ору­же­ни­ям чув­ст­вен­ное со­дер­жа­ние и кра­со­ту. В 1805 Ш. вер­нул­ся в Бер­лин. До кон­ца на­по­ле­о­нов­ских войн соз­да­вал пре­им. пей­за­жи в ду­хе ро­ман­тиз­ма («Сред­не­ве­ко­вый го­род на ре­ке», 1815, Гос. му­зеи, Бер­лин), а так­же при­нёс­шие ему из­вест­ность дио­ра­мы и па­но­ра­мы, де­мон­ст­ра­ция ко­то­рых вклю­ча­ла эф­фект­ное ос­ве­ще­ние, по­рой муз. со­про­во­ж­де­ние. На­чи­ная с «Вол­шеб­ной флей­ты» В. А. Мо­цар­та (в еги­пет­ском сти­ле; пре­мье­ра в 1816) офор­мил ок. 40 по­ста­но­вок для Ко­ро­лев­ско­го те­ат­ра в Бер­ли­не (до 1832). Спро­ек­ти­ро­вал ор­ден­ский знак Же­лез­но­го кре­ста (1813; на ос­но­ве идеи ко­ро­ля Фрид­ри­ха Виль­гель­ма III), чу­гун­ный «Нац. па­мят­ник Ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны» в Бер­ли­не (1818–21) в сти­ле нео­го­ти­ки. Ш. соз­дал свои клю­че­вые ар­хит. про­из­ве­де­ния в фор­мах не­ог­ре­че­ско­го сти­ля (т. н. прус­ский эл­ли­низм): Но­вая ка­ра­уль­ня (1816–18), зда­ния Ко­ро­лев­ско­го те­ат­ра (1818–21; по­стра­да­ло в 1945, вос­ста­нов­ле­но как кон­церт­ный зал, 1984) и му­зея (по об­раз­цу ис­поль­зо­вав­шей­ся для экс­по­зи­ции жи­во­пи­си ан­тич­ной стои Пой­ки­ле на аго­ре в Афи­нах; 1823–30; по­стра­да­ло в 1943–45, вос­ста­нов­ле­но, 1966; ны­не Ста­рый му­зей; все – в Бер­ли­не). Ра­ди изу­че­ния ор­га­ни­за­ции му­зе­ев по­се­тил Ита­лию (1824), Фран­цию и Ве­ли­ко­бри­та­нию (1826); был впе­чат­лён мос­та­ми, тон­не­ля­ми и др. со­ору­же­ния­ми англ. ин­же­не­ров. Наи­бо­лее яр­ко ра­цио­на­лизм Ш. вы­ра­зил­ся в но­вом зда­нии бер­лин­ской Ака­де­мии ар­хи­тек­ту­ры (за­вер­ше­но в 1835, от­кры­то в 1836, не сохр.): сдер­жан­ные по трак­тов­ке кир­пич­ные фа­са­ды от­ра­жа­ли ре­гу­ляр­ный план зда­ния и его кар­кас­ную струк­ту­ру (с ис­поль­зо­ва­ни­ем чу­гун­ных ба­лок). Эта и др. «ути­ли­тар­ные» по­строй­ки Ш. по­влия­ли на П. Бе­рен­са, В. Гро­пиу­са, Л. Мис ван дер Роэ. Ш. так­же про­ек­ти­ро­вал церк­ви в рус­ле клас­си­циз­ма, не­оре­нес­сан­са и нео­го­ти­ки (Го­тич. ка­пел­ла Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в Пе­тер­го­фе, 1831–34, и др.), за­го­род­ные ре­зи­ден­ции (см. в ст. Пот­сдам), мас­штаб­ные двор­цы: ко­ро­лев­ский на афин­ском Ак­ро­по­ле (1834) и Ори­ан­да (Оре­ан­да) под Ял­той (с 1838; оба не реа­ли­зо­ва­ны). Раз­ра­ба­ты­вал ти­по­вые про­ек­ты пред­ме­тов бы­та для мас­со­во­го про­из-ва в це­лях со­дей­ст­вия раз­ви­тию ре­мё­сел (с 1821). С 1810 слу­жил в Стро­ит. управ­ле­нии (с 1838 ди­рек­тор).

Лит.: K. F. Schinkel: Lebenswerk. B.; Münch., 1939–2007. [Bd 1–20]; K. F. Schinkel: Werke und Wirkungen. B., 1981; K. F. Schinkel. 2. Aufl. B., 1982; K. F. Schinkel: guide to his buildings. Munich, 2007; K. F. Schinkel: Ge­schi­chte und Poesie. Münch., 2012; Forster K. W. K. F. Schinkel. Basel, 2016; Wolzogen Chr. von. K. F. Schinkel: unter dem bestirnten Himmel. Fr./M., 2016.

Вернуться к началу