ШИ́НКЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШИ́НКЕЛЬ (Schinkel) Карл Фридрих (13.3.1781, Нойруппин, ныне земля Бранденбург – 9.10.1841, Берлин), нем. архитектор, живописец, сценограф, поч. чл. петерб. АХ (1838). Учился у Д. Жилли в 1798, в 1799–1800 в берлинской Академии архитектуры, сблизился с Ф. Жилли. В 1803–04 в Италии, где познакомился с повлиявшим на него пейзажистом Й. А. Кохом, усовершенствовал навыки живописца, изучал ср.-век. памятники. Обратился от традиц. классицизма к концепции рациональной, «правдивой» архитектуры, где строительство (в т. ч. не скрытое декором использование материала и конструкции) и соображения пользы сочетаются с «поэтичностью» и «историчностью», придающими сооружениям чувственное содержание и красоту. В 1805 Ш. вернулся в Берлин. До конца наполеоновских войн создавал преим. пейзажи в духе романтизма («Средневековый город на реке», 1815, Гос. музеи, Берлин), а также принёсшие ему известность диорамы и панорамы, демонстрация которых включала эффектное освещение, порой муз. сопровождение. Начиная с «Волшебной флейты» В. А. Моцарта (в египетском стиле; премьера в 1816) оформил ок. 40 постановок для Королевского театра в Берлине (до 1832). Спроектировал орденский знак Железного креста (1813; на основе идеи короля Фридриха Вильгельма III), чугунный «Нац. памятник Освободительной войны» в Берлине (1818–21) в стиле неоготики. Ш. создал свои ключевые архит. произведения в формах неогреческого стиля (т. н. прусский эллинизм): Новая караульня (1816–18), здания Королевского театра (1818–21; пострадало в 1945, восстановлено как концертный зал, 1984) и музея (по образцу использовавшейся для экспозиции живописи античной стои Пойкиле на агоре в Афинах; 1823–30; пострадало в 1943–45, восстановлено, 1966; ныне Старый музей; все – в Берлине). Ради изучения организации музеев посетил Италию (1824), Францию и Великобританию (1826); был впечатлён мостами, тоннелями и др. сооружениями англ. инженеров. Наиболее ярко рационализм Ш. выразился в новом здании берлинской Академии архитектуры (завершено в 1835, открыто в 1836, не сохр.): сдержанные по трактовке кирпичные фасады отражали регулярный план здания и его каркасную структуру (с использованием чугунных балок). Эта и др. «утилитарные» постройки Ш. повлияли на П. Беренса, В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ. Ш. также проектировал церкви в русле классицизма, неоренессанса и неоготики (Готич. капелла Св. Александра Невского в Петергофе, 1831–34, и др.), загородные резиденции (см. в ст. Потсдам), масштабные дворцы: королевский на афинском Акрополе (1834) и Орианда (Ореанда) под Ялтой (с 1838; оба не реализованы). Разрабатывал типовые проекты предметов быта для массового произ-ва в целях содействия развитию ремёсел (с 1821). С 1810 служил в Строит. управлении (с 1838 директор).