Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРХИТЕКТУ́РНЫЙ ПЕЙЗА́Ж

А. Каналетто. «Площадь Сан-Марко в Венеции». Ок. 1723. Собрание Тиссен-Борнемиса (Мадрид).

АРХИТЕКТУ́РНЫЙ ПЕЙЗА́Ж, изо­бра­же­ние в жи­во­пи­си и гра­фи­ке ре­аль­ной или во­об­ра­жае­мой ар­хи­тек­ту­ры в ес­те­ств. при­род­ной сре­де, жан­ро­вая раз­новид­ность пей­за­жа. А. п. воз­ни­ка­ет в эпо­ху эл­ли­низ­ма (пом­пе­ян­ские рос­пи­си), раз­ви­ва­ет­ся в Сред­не­ве­ко­вье как ар­хит. фон ре­лиг. по­ве­ст­во­ват. сцен и фор­ми­ру­ет­ся в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. жан­ра в ре­нес­санс­ной жи­во­пи­си как во­пло­ще­ние пред­став­ле­ний об иде­аль­ной ар­хит. сре­де (Пье­ро дел­ла Фран­че­ска, Ра­фа­эль) или изо­бра­же­ние зна­ме­ни­тых ар­хит. ви­дов и ин­терь­е­ров. От­дель­ны­ми ти­па­ми А. п. ста­ли пер­спек­тив­ные ви­ды го­ро­дов – ве­ду­ты (А. Ка­на­лет­то, Б. Бел­лот­то, Ф. Гвар­ди, Ф. Я. Алек­се­ев и др.) и ви­ды уса­деб, вилл или пар­ко­вых ан­самб­лей с по­строй­ка­ми. Осо­бое зна­че­ние име­ет А. п. с ан­тич­ны­ми или ср.-век. руи­на­ми, час­то во­об­ра­жае­мы­ми (Дж. Б. Пи­ра­не­зи, Ю. Ро­бер, К. Д. Фрид­рих, С. Ф. Щед­рин и др.). В А. п. боль­шую роль иг­ра­ет ли­ней­ная и воз­душ­ная пер­спек­ти­ва, по­зво­ляю­щая свя­зать во­еди­но при­ро­ду и ар­хи­тек­ту­ру.

Лит.: Buttafava C. Visioni di città nelle op­ere d’arte del Me­di­o­evo e del Rinas­ci­mento. Mil., 1963; Jantzen H. Das niederländische Ar­chi­tek­tur­bild. 2. Aufl. Braunschweig, 1979; Mas­so­brio G., Por­toghesi P. L’im­magi­nario ar­chitet­tonico nella pit­tura. Roma, 1988.

Вернуться к началу