Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРИ́ДРИХ КАСПАР ДАВИД

Авторы: Д. П. Шульгина

ФРИ́ДРИХ (Friedrich) Кас­пар Да­вид (5.9.1774, Грайф­свальд, Швед­ская По­ме­ра­ния, ны­не Гер­ма­ния – 7.5.1840, Дрез­ден), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик; чл. Прус. АХ (1810) и дрез­ден­ской АХ (1816). Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ро­ман­тиз­ма. Учил­ся ри­со­ва­нию у И. Г. Кви­стор­па в Грайф­сваль­де (1790–94) и в АХ в Ко­пен­га­ге­не (1794–98). С 1798 жил пре­им. в Дрез­де­не, пу­те­ше­ст­во­вал по Бо­ге­мии, Гар­цу, по­бе­ре­жью Бал­ти­ки. Сбли­зил­ся с круж­ком ро­ман­ти­ков (Л. Тик, Но­ва­лис, Г. фон Клейст и др.), влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ху­дож. сти­ля Ф. ока­зал Ф. О. Рун­ге.

К.Д. Фридрих. «Путник над морем тумана». Ок. 1817. Кунстхалле (Гамбург).

До 1807 Ф. ра­бо­тал пре­им. в гра­фич. тех­ни­ках (се­пия, штифт, ак­ва­рель), соз­да­вая на­ту­ро­по­доб­ные пей­за­жи с сим­во­лич. мо­ти­ва­ми. При­об­рёл из­вест­ность в 1805, по­бе­див на еже­год­ном творч. кон­кур­се в Вей­ма­ре, ор­га­ни­зо­ван­ном И. В. Гё­те. С 1807 об­ра­тил­ся к мас­ля­ной жи­во­пи­си, по за­ка­зу гра­фа и гра­фи­ни Тун и Го­ген­штайн на­пи­сав «Крест в го­рах» («Те­чен­ский ал­тарь», 1807–08; Га­ле­рея но­вых мас­те­ров, Дрез­ден), где ис­т­рак­то­вал сце­ну Рас­пя­тия как пей­заж. Ран­ние по­лот­на Ф. от­ли­ча­ет ат­мо­сфе­ра мис­ти­циз­ма и со­зер­ца­тель­но­сти («Мо­нах у мо­ря», 1808–10; «Аб­бат­ст­во в ду­бо­вом ле­су», 1809–10; оба Ста­рая нац. га­ле­рея, Бер­лин).

С 1818 жи­во­пис­ные пей­за­жи Ф. ста­но­вят­ся бо­лее реа­ли­стич­ны­ми; важ­ную роль иг­ра­ют фи­гу­ры лю­дей, со­зер­цаю­щих бес­ко­неч­ное про­стран­ст­во («Пут­ник над мо­рем ту­ма­на», ок. 1817, Кун­ст­хал­ле, Гам­бург; «Ме­ло­вые ска­лы на ост­ро­ве Рю­ген», 1818–19, со­б­ра­ние О. Райн­хард­та, Вин­тер­тур; «Жен­щи­на у ок­на», 1822, Ста­рая нац. га­ле­рея). Пей­заж в твор­че­ст­ве Ф. ис­поль­зу­ет­ся для пе­ре­да­чи эмо­цио­наль­но­го пе­ре­жи­ва­ния («На па­рус­ни­ке», 1818–20, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «По­ляр­ное мо­ре», 1823–24, Кун­ст­хал­ле). В позд­них кар­ти­нах Ф. за­тра­ги­ва­ет те­мы смер­ти и бы­ст­ро­теч­но­сти жиз­ни («Сту­пе­ни жиз­ни», ок. 1834, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг; см. илл. к ст. Гер­ма­ния). Твор­че­ст­во Ф. по­влия­ло на раз­ви­тие ев­роп. и амер. пей­за­жа (Й. К. К. Даль, А. И. Ку­инд­жи, А. П. Рай­дер и др.), пред­ста­ви­те­лей сим­во­лиз­ма (А. Бёк­лин, Э. Мунк) и сюр­реа­лиз­ма (Р. Маг­рит, М. Эрнст).

Лит.: Busch W. C. D. Friedrich. Ästhetik und Religion. Münch., 2003; Börsch-Supan H. C. D. Friedrich. 5. Aufl. Münch., 2005.

Вернуться к началу