ФРИ́ДРИХ КАСПАР ДАВИД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРИ́ДРИХ (Friedrich) Каспар Давид (5.9.1774, Грайфсвальд, Шведская Померания, ныне Германия – 7.5.1840, Дрезден), нем. живописец и график; чл. Прус. АХ (1810) и дрезденской АХ (1816). Крупнейший представитель романтизма. Учился рисованию у И. Г. Квисторпа в Грайфсвальде (1790–94) и в АХ в Копенгагене (1794–98). С 1798 жил преим. в Дрездене, путешествовал по Богемии, Гарцу, побережью Балтики. Сблизился с кружком романтиков (Л. Тик, Новалис, Г. фон Клейст и др.), влияние на формирование худож. стиля Ф. оказал Ф. О. Рунге.
До 1807 Ф. работал преим. в графич. техниках (сепия, штифт, акварель), создавая натуроподобные пейзажи с символич. мотивами. Приобрёл известность в 1805, победив на ежегодном творч. конкурсе в Веймаре, организованном И. В. Гёте. С 1807 обратился к масляной живописи, по заказу графа и графини Тун и Гогенштайн написав «Крест в горах» («Теченский алтарь», 1807–08; Галерея новых мастеров, Дрезден), где истрактовал сцену Распятия как пейзаж. Ранние полотна Ф. отличает атмосфера мистицизма и созерцательности («Монах у моря», 1808–10; «Аббатство в дубовом лесу», 1809–10; оба Старая нац. галерея, Берлин).
С 1818 живописные пейзажи Ф. становятся более реалистичными; важную роль играют фигуры людей, созерцающих бесконечное пространство («Путник над морем тумана», ок. 1817, Кунстхалле, Гамбург; «Меловые скалы на острове Рюген», 1818–19, собрание О. Райнхардта, Винтертур; «Женщина у окна», 1822, Старая нац. галерея). Пейзаж в творчестве Ф. используется для передачи эмоционального переживания («На паруснике», 1818–20, Эрмитаж, С.-Петербург; «Полярное море», 1823–24, Кунстхалле). В поздних картинах Ф. затрагивает темы смерти и быстротечности жизни («Ступени жизни», ок. 1834, Музей изобразит. искусств, Лейпциг; см. илл. к ст. Германия). Творчество Ф. повлияло на развитие европ. и амер. пейзажа (Й. К. К. Даль, А. И. Куинджи, А. П. Райдер и др.), представителей символизма (А. Бёклин, Э. Мунк) и сюрреализма (Р. Магрит, М. Эрнст).