КУИ́НДЖИ АРХИП ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУИ́НДЖИ Архип Иванович [15(27).1.1842 или янв. 1841, м. Карасу (Карасёвка) близ Мариуполя – 11(24).7.1910, С.-Петербург], рос. живописец, д. чл. петерб. АХ (1893). Родился в семье сапожника-грека. В 1865–66 обучался в Общей худож. мастерской в Феодосии у И. К. Айвазовского, испытал его влияние. С 1866 жил в С.-Петербурге, работал ретушёром в фотоателье; учился в АХ (в 1868 получил звание художника). В 1873 посетил Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию, Австрию. В сер. 1870-х гг. под влиянием иск-ва передвижников (был членом ТПХВ в 1875–1879) в пейзажах К. появляются не только социальные мотивы, но и монохромность колорита («Забытая деревня», 1874, «Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875; оба – в ГТГ). Во время второго пребывания во Франции (1875) К. познакомился с живописью импрессионистов, которая вызвала у него стремление передавать цветом световоздушную среду («Север», 1879, ГТГ). Однако К. не пошёл по пути импрессионизма, а сохранил монументально-эпич. композицию с широко открывающимися далями и использовал цвет не пленэрно, а декоративно; в картинах часто прибегал к необычным световым эффектам [«Украинская ночь» (1876, ГТГ), «Вечер на Украине» (1878, частично переписана в 1901, ГРМ), «Берёзовая роща» (1879, ГТГ)].
Стилистика К., в работах которого яркая цветность сочеталась с уплощённостью предметов, во многом предвосхищала иск-во модерна и символизма. К. создавал пейзажи не по натурным зарисовкам, а по памяти, благодаря чему его образы приобретали метафоричность, картина принимала характер размышления о мироздании, затерянности человека в мире, таинственности природы. Чувство космичности, ирреальность свойственны картинам «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ; 1882, ГТГ), «Красный закат» (ок. 1908, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ночное» (1905–08, ГРМ), также его многочисл. эскизам («Солнечные пятна на инее», 1876–90, ГРМ, и др.). Новизна худож. приёмов К. не встретила понимания в среде современников; продолжая работать, художник с сер. 1880-х гг. отказался от участия в выставках.
В 1909 по инициативе и на средства К. было основано Об-во художников (позднее – Об-во имени А. И. Куинджи), просуществовавшее до 1931. Преподавал в петерб. АХ (проф. с 1892, в 1894–97 проф., руководитель пейзажной мастерской). Творчество К. повлияло на К. Ф. Богаевского, А. А. Рылова, Н. К. Рериха, Ф. Рущица и др.