ТИК ЛЮДВИГ ИОГАНН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИК (Tieck) Людвиг Иоганн (31.5.1773, Берлин – 28.4.1853, там же), нем. писатель, издатель. Сын ремесленника. Изучал теологию, филологию, историю искусств в Галле, Гёттингене, Эрлангене (1792–94). Один из самых ярких представителей нем. романтизма, Т. в ранней юности писал драмы и рассказы, следуя модным увлечениям авантюрными и рыцарскими сюжетами. Был дружен с В. Г. Вакенродером. Первое крупное произведение – эпистолярный роман «История господина Вильяма Ловеля» («Die Geschichte des Herrn William Lovell», 1795–96), в котором подверг критике идеалы рационализма. Путешествие по городам Баварии и знакомство с памятниками искусства Средневековья и барокко преломились в романе «Странствия Франца Штернбальда» («Franz Sternbald’s Wanderungen», 1798, рус. пер. 1987), обращённом к событиям нем. истории 16 в. Путешествие гл. героя – живописца из Нюрнберга в Рим превращается в символ творческого и личностного становления художника, причём, в отличие от просветительского романа, странствие понимается не как процесс социализации, но как путь к своей подлинной индивидуальности. Роман, вызвавший восхищение братьев Ф. Шлегеля и А. В. Шлегеля, а также Ф. О. Рунге, стал воплощением эстетич. идеалов йенского романтизма.
Т. – один из основоположников нем. лит. сказки. Заметную роль в истории нем. романтизма сыграли сказки и комедии Т., включённые наряду с обработками фольклорных произведений и историч. хрониками в сб-ки «Народные сказки, изданные Петером Леберехтом» («Volksmährchen, herausgegeben von Peter Leberecht», Bd 1–3, 1797, имя издателя вымышлено). Значит. резонанс имела мистич. сказка «Белокурый Экберт» («Der blonde Eckbert», 1797, рус. пер. 1836), в которой человеческая жизнь представлена как неумолимый процесс утраты чистоты и непосредственности. В комедиях Т., представляющих собой пародии на мещанскую драму, отчётливо проявился игровой характер его творчества: «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Kater», 1797, рус. пер. 1916), «Мир наизнанку» («Die verkehrte Welt», 1799), «Принц Цербино» («Prinz Zerbino», 1799). Будучи ценителем творчества У. Шекспира и К. Гоцци, Т. активно использовал приём «театра в театре», вводил бурлескные эпизоды, включал в действие пьес, наряду с актёрами, и зрителей, заложив основы традиции разрушения сценич. иллюзии.
Среди др. произведений Т. – роман «Фантазус» («Phantasus», 1812–16), историч. драмы «Жизнь и смерть святой Геновевы» («Leben und Tod der heiligen Genoveva», 1800), «Император Октавиан» («Kaiser Octavianus», 1804, сокр. рус. пер. 1877), «Фортунат» («Fortunat», 1815, изд. в 1828, рус. пер. 1831), историч. роман «Виттория Аккоромбона» («Vittoria Accorombona», 1840, сокр. рус. пер. 1841, рус. пер. 2002). Получил известность как издатель сочинений Новалиса, Г. фон Клейста, Я. М. Р. Ленца; переводчик произведений М. де Сервантеса и Шекспира; собиратель и издатель ср.-век. нем. поэзии; автор статей о И. В. Гёте, Шекспире, эссе о театре и др. Обладал незаурядными актёрскими данными, выступал как чтец худож. произведений.