Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЦИОНАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 271-272

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. П

РАЦИОНАЛИ́ЗМ (франц. rationalisme, от лат. rationalis – ра­зум­ный, от ratio – ра­зум), фи­лос.-ми­ро­воз­зренч. ус­та­нов­ка, со­глас­но ко­то­рой ис­тин­ны­ми ос­но­ва­ния­ми бы­тия, по­зна­ния и по­ве­де­ния лю­дей яв­ля­ют­ся прин­ци­пы ра­зу­ма. Р. про­ти­во­сто­ит как ир­ра­цио­на­лиз­му, так и сен­суа­лиз­му (эм­пи­риз­му). Ис­то­ри­че­ски вос­хо­дит к др.-греч. фи­ло­со­фии, но раз­вёр­ну­тую клас­сич. фор­му при­об­рёл в 17–18 вв. в фи­лос. сис­те­мах Р. Де­кар­та, Н. Мальб­ран­ша, Б. Спи­но­зы, Г. В. Лейб­ни­ца и Х. фон Воль­фа. Ха­рак­тер­ны­ми для них яв­ля­ют­ся ори­ен­та­ция на ма­те­ма­ти­ку как об­ра­зец ис­тин­но­го зна­ния, вы­со­кая оцен­ка де­дук­ции, ото­жде­ст­в­ле­ние ло­гич. и при­чин­но-следств. от­но­ше­ний (от­сю­да идея то­ж­де­ст­ва струк­тур бы­тия и мыш­ле­ния: «по­ря­док и связь идей те же, что по­ря­док и связь ве­щей» – Б. Спи­но­за), ве­ра в без­гра­нич­ные по­зна­ват. воз­мож­но­сти ра­зу­ма. В ка­че­ст­ве уко­ре­нён­ных в ра­зу­ме без­ус­лов­ных ос­но­ва­ний по­зна­ния рас­смат­ри­ва­лись вро­ж­дён­ные идеи (Де­карт), пред­рас­по­ло­же­ния или за­дат­ки мыш­ле­ния (Лейб­ниц), ин­тел­лек­ту­аль­ные ин­туи­ции (Спи­но­за). И. Кант, по­пы­тав­шись со­еди­нить эле­мен­ты Р. и эм­пи­риз­ма, ог­ра­ни­чил ком­пе­тен­цию ра­зу­ма в по­зна­ват. про­цес­се и под­верг кри­ти­ке «ра­цио­наль­ную» пси­хо­ло­гию, кос­мо­ло­гию и тео­ло­гию Воль­фа. В по­сле­кан­тов­ской нем. фи­ло­со­фии прин­цип то­ж­де­ст­ва бы­тия и мыш­ле­ния по­лу­чил все­сто­рон­нее вы­ра­же­ние в пан­ло­гиз­ме сис­те­мы Г. В. Ф. Ге­ге­ля с его тези­сом: «Всё дей­ст­ви­тель­ное ра­зум­но, и всё ра­зум­ное дей­ст­ви­тель­но».

Ра­цио­на­ли­стич. ус­та­нов­ка не ог­ра­ни­чи­ва­лась тео­ри­ей по­зна­ния, но про­яви­лась так­же в ре­лиг. фи­ло­со­фии (де­изм с ха­рак­тер­ной для не­го иде­ей «ес­те­ст­вен­ной ре­ли­гии», или «ре­ли­гии ра­зу­ма»), в кон­цеп­ци­ях ес­те­ст­вен­но­го пра­ва, в эти­ке («ра­зум­ная при­ро­да ве­щей» как ос­но­ва нравств. норм у кем­бридж­ских пла­то­ни­ков), эс­те­ти­ке (пра­ви­ла «хо­ро­ше­го вку­са» в клас­си­циз­ме) и др.

Идеи Р. иг­ра­ли чрез­вы­чай­но важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии идео­ло­гии Про­све­ще­ния, по­лу­чив­ше­го назв. «век ра­зу­ма». В даль­ней­шем клас­си­че­ский Р. стал пред­ме­том мно­го­об­раз­ной кри­ти­ки в разл. фи­лос. на­прав­ле­ни­ях 19–20 вв. С но­вым обос­но­ва­ни­ем эпи­сте­мо­ло­гич. Р. в фи­ло­со­фии нау­ки вы­сту­пи­ли в 20 в. пред­ста­ви­те­ли кри­ти­че­ско­го ра­цио­на­лиз­ма и не­ора­цио­на­лиз­ма.

Лит.: Кис­сель М. А. Судь­ба ста­рой ди­лем­мы: (Ра­цио­на­лизм и эм­пи­ризм в бур­жу­аз­ной фи­ло­со­фии XX в.). М., 1974; Шаш­ке­вич П. Д. Эм­пи­ризм и ра­цио­на­лизм в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни. М., 1976; Kenny A. Rationa­lism, empiricism, and idealism. Oxf., 1986; Lecky W. E. H. History of the rise and influence of the spirit of rationalism in Europe. 2nd ed. Camb., 1989; Cottingham J. The Ra­tionalists. Oxf., 1998; A Companion to ratio­nalism / Ed. A. Nelson. Malden; Oxf., 2005.

Вернуться к началу