ВОЛЬФ ХРИСТИАН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) фон (24.1.1679, Бреслау, ныне Вроцлав – 9.4.1754, Галле), нем. философ, математик, физик, представитель раннего Просвещения, последователь Г. В. Лейбница. Иностр. почётный чл. Петерб. АН (1725). Учился в ун-тах Йены и Лейпцига (1699–1703). Проф. в Галле (1706–23), затем в Марбурге и с 1740 снова в Галле. Считая высшей целью философии достижение умственного и нравств. совершенства людей, В. вёл активную педагогич. деятельность и внёс заметный вклад в распространение в Германии науч. и филос. знаний, в развитие нац. системы образования, нем. филос. терминологии и т. д. Сыграл большую роль при создании Петерб. АН, содействуя приглашению в С.-Петербург видных учёных. В многочисл. трудах на нем. и лат. языках В. пытался создать систематизир. компендиум филос. и науч. знаний («Разумные мысли о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще» – «Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt», 1725), т. е. построить завершённую систему метафизики, основанную на ясных и достоверных принципах бытия и познания и строгих правилах логич. мышления (закон противоречия и достаточного основания). В работах В. по математике впервые появляются термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «возведение в степень» и систематически используются точка как знак умножения и двоеточие как знак деления; ему же принадлежит термин «квадратное уравнение» (1710).
Система метафизики В. включала 4 части: первую философию, или онтологию, психологию (эмпирическую и рациональную), рациональную космологию (учение о мире в целом), естественную, или рациональную, теологию. Далее шли прикладные части метафизики – науки как об общих свойствах и законах пространственно-временно́го мира (физика, механика, телеология), так и о конкретных (астрономия, геология, ботаника, биология, физиология и др.), сюда же относилась и практическая философия – этика, политика и экономика. В своих государственно-правовых и политич. воззрениях В. выступал сторонником естественного права и просвещённой монархии, цель которой – достижение спокойствия, благополучия и счастья всех граждан.
Попытки В. создать универсальный энциклопедич. компендий знаний в форме необходимой и строгой системы дедуктивных выводов придали его построениям характер скучного и педантичного изложения плоских истин, перечня банальных правил обыденной жизни и здравого смысла, набора эмпирич. понятий и примеров и т. д. С их помощью он иллюстрировал свою систему «истин разума», пытаясь придать им видимость содержательных понятий, или «истин факта», а также решить вопрос о необходимой связи между миром разумно мыслимым, или логически возможным, и эмпирическим, или действительным, миром. Для решения вопроса об основании существования действительного мира В. постулировал бытие Бога в качестве разумного и всемогущего существа, который мыслит, выбирает и творит действительный мир как «лучший» из возможных. В решении вопроса о соотношении души и тела В. придерживался установленного Г. В. Лейбницем принципа предустановленной гармонии, трактуемой им в духе теории психофизич. параллелизма. Познавательно-оптимистич. пафосом философии В. объясняется то большое, хотя и неоднозначное влияние, какое она оказала на весь ход просветит. движения и развитие филос. мысли в Германии и ряде других европ. стран.
Многочисленные сторонники и последователи В. в Германии в сер. 18 в. образовали т. н. лейбнице-вольфовскую школу метафизики, в числе наиболее значит. представителей которой были Г. Б. Бильфингер, Л. Ф. Тюммиг, И. К. Готшед, Ф. Х. Баумейстер, А. Г. Баумгартен, Г. Ф. Мейер и др. Значит. достижение школы В. – становление и развитие эстетики как самостоят. филос. дисциплины. Философия В. пользовалась большой популярностью в России, где с 1720-х гг. до сер. 19 в. она была положена в основу академического и университетского образования. Ряд учеников В. (Г. Б. Бильфингер, И. Фроманн, И. Шаден и др.) преподавали в учебных заведениях России. Некоторые науч. и филос. идеи В. разделял М. В. Ломоносов, который был в числе слушателей его лекций в Марбурге. Последователями вольфианства в России были А. Т. Болотов, Д. С. Аничков, Д. Н. Синьковский, А. М. Брянцев и др.
Характерное для вольфианцев выдвижение на первый план просветит. и нравственно-воспитат. задач сопровождалось утратой теоретич. основательности метафизики В., постепенным превращением её в поверхностную рассудочно-назидательную философию. Своего апогея этот процесс достиг в т. н. «популярной философии» поздних нем. просветителей, возникновение которой завершило процесс упадка и разложения вольфовской школы.