Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛЬФ ХРИСТИАН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Жучков

ВОЛЬФ (Wolff) Хри­сти­ан (Кри­сти­ан) фон (24.1.1679, Брес­лау, ны­не Вроц­лав – 9.4.1754, Гал­ле), нем. фи­ло­соф, ма­те­ма­тик, фи­зик, пред­ста­ви­тель ран­не­го Про­све­ще­ния, по­сле­до­ва­тель Г. В. Лейб­ни­ца. Иностр. по­чёт­ный чл. Пе­терб. АН (1725). Учил­ся в ун-тах Йены и Лейп­ци­га (1699–1703). Проф. в Гал­ле (1706–23), за­тем в Мар­бур­ге и с 1740 сно­ва в Гал­ле. Счи­тая выс­шей це­лью фи­ло­со­фии дос­ти­жение ум­ст­вен­но­го и нравств. со­вер­шен­ст­ва лю­дей, В. вёл ак­тив­ную пе­да­го­гич. дея­тель­ность и внёс за­мет­ный вклад в рас­про­стра­не­ние в Гер­ма­нии на­уч. и фи­лос. зна­ний, в раз­ви­тие нац. сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, нем. фи­лос. тер­ми­но­ло­гии и т. д. Сыг­рал боль­шую роль при соз­дании Пе­терб. АН, со­дей­ст­вуя при­гла­ше­нию в С.-Пе­тер­бург вид­ных учё­ных. В мно­го­числ. тру­дах на нем. и лат. язы­ках В. пы­тал­ся соз­дать сис­те­ма­ти­зир. ком­пен­ди­ум фи­лос. и на­уч. зна­ний («Ра­зум­ные мыс­ли о Бо­ге, ми­ре, че­ло­ве­че­ской ду­ше и всех ве­щах во­об­ще» – «Ver­nünftige Gedan­ken von Gott, der Welt und der Seele des Men­schen, auch allen Dingen über­haupt», 1725), т. е. по­стро­ить за­вер­шён­ную сис­те­му ме­та­фи­зи­ки, ос­но­ван­ную на яс­ных и дос­то­вер­ных прин­ци­пах бы­тия и по­зна­ния и стро­гих пра­ви­лах ло­гич. мыш­ле­ния (за­кон про­ти­во­ре­чия и дос­та­точ­но­го ос­но­ва­ния). В ра­бо­тах В. по ма­те­ма­ти­ке впер­вые по­яв­ля­ют­ся тер­ми­ны «умень­шае­мое», «вы­чи­тае­мое», «воз­ве­де­ние в сте­пень» и сис­те­ма­ти­че­ски ис­поль­зу­ют­ся точ­ка как знак ум­но­же­ния и двое­то­чие как знак де­ле­ния; ему же при­над­ле­жит тер­мин «квад­рат­ное урав­не­ние» (1710).

Сис­те­ма ме­та­фи­зи­ки В. вклю­ча­ла 4 час­ти: пер­вую фи­ло­со­фию, или он­то­ло­гию, пси­хо­ло­гию (эм­пи­ри­че­скую и ра­цио­наль­ную), ра­цио­наль­ную кос­мо­ло­гию (уче­ние о ми­ре в це­лом), ес­те­ст­вен­ную, или ра­цио­наль­ную, тео­ло­гию. Да­лее шли при­клад­ные час­ти ме­та­фи­зи­ки – нау­ки как об об­щих свой­ст­вах и за­ко­нах про­стран­ст­вен­но-вре­мен­но́­го ми­ра (фи­зи­ка, ме­ха­ни­ка, те­лео­ло­гия), так и о кон­крет­ных (ас­тро­но­мия, гео­ло­гия, бо­та­ни­ка, био­ло­гия, фи­зио­ло­гия и др.), сю­да же от­но­си­лась и прак­ти­че­ская фи­ло­софия – эти­ка, по­ли­ти­ка и эко­но­ми­ка. В сво­их го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых и по­ли­тич. воз­зре­ни­ях В. вы­сту­пал сто­рон­ни­ком ес­те­ст­вен­но­го пра­ва и про­све­щён­ной мо­нар­хии, цель ко­то­рой – дос­ти­же­ние спо­кой­ст­вия, бла­го­по­лу­чия и сча­стья всех гра­ж­дан.

По­пыт­ки В. соз­дать уни­вер­саль­ный эн­цик­ло­пе­дич. ком­пен­дий зна­ний в фор­ме не­об­хо­ди­мой и стро­гой сис­те­мы де­дук­тив­ных вы­во­дов при­да­ли его по­строе­ни­ям ха­рак­тер скуч­но­го и пе­дан­тич­но­го из­ло­же­ния пло­ских ис­тин, пе­реч­ня ба­наль­ных пра­вил обы­ден­ной жиз­ни и здра­во­го смыс­ла, на­бо­ра эм­пи­рич. по­ня­тий и при­ме­ров и т. д. С их по­мо­щью он ил­лю­ст­ри­ро­вал свою сис­те­му «ис­тин ра­зу­ма», пы­та­ясь при­дать им ви­ди­мость со­дер­жа­тель­ных по­ня­тий, или «ис­тин фак­та», а так­же ре­шить во­прос о не­обхо­ди­мой свя­зи ме­ж­ду ми­ром ра­зум­но мыс­ли­мым, или ло­ги­че­ски воз­мож­ным, и эм­пи­ри­че­ским, или дей­ст­ви­тель­ным, ми­ром. Для ре­ше­ния во­про­са об ос­но­ва­нии су­ще­ст­во­ва­ния дей­ст­ви­тель­но­го ми­ра В. по­сту­ли­ро­вал бы­тие Бо­га в ка­че­ст­ве ра­зум­но­го и все­мо­гу­ще­го су­ще­ст­ва, ко­то­рый мыс­лит, вы­би­ра­ет и тво­рит дей­ст­ви­тель­ный мир как «луч­ший» из воз­мож­ных. В ре­ше­нии во­про­са о со­от­но­ше­нии ду­ши и те­ла В. при­дер­жи­вал­ся ус­та­нов­лен­но­го Г. В. Лейб­ни­цем прин­ци­па пре­дус­та­нов­лен­ной гар­мо­нии, трак­туе­мой им в ду­хе тео­рии пси­хо­фи­зич. па­рал­ле­лиз­ма. По­зна­ва­тель­но-оп­ти­ми­стич. па­фо­сом фи­ло­со­фии В. объ­яс­ня­ет­ся то боль­шое, хо­тя и не­од­но­знач­ное влия­ние, ка­кое она ока­за­ла на весь ход про­све­тит. дви­же­ния и раз­ви­тие фи­лос. мыс­ли в Гер­ма­нии и ря­де дру­гих ев­роп. стран.

Мно­го­чис­лен­ные сто­рон­ни­ки и по­сле­до­ва­те­ли В. в Гер­ма­нии в сер. 18 в. обра­зо­ва­ли т. н. лейб­ни­це-воль­фов­скую шко­лу ме­та­фи­зи­ки, в чис­ле наи­бо­лее зна­чит. пред­ста­ви­те­лей ко­то­рой бы­ли Г. Б. Биль­фин­гер, Л. Ф. Тюм­миг, И. К. Гот­шед, Ф. Х. Бау­мей­стер, А. Г. Ба­ум­гар­тен, Г. Ф. Мей­ер и др. Зна­чит. до­сти­же­ние шко­лы В. – ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие эс­те­ти­ки как са­мо­сто­ят. фи­лос. дис­ци­п­ли­ны. Фи­ло­со­фия В. поль­зо­ва­лась боль­шой по­пу­ляр­но­стью в Рос­сии, где с 1720-х гг. до сер. 19 в. она бы­ла по­ло­же­на в ос­но­ву ака­де­ми­че­ско­го и уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Ряд уче­ни­ков В. (Г. Б. Биль­фин­гер, И. Фро­манн, И. Ша­ден и др.) пре­по­да­ва­ли в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Рос­сии. Не­ко­то­рые на­уч. и фи­лос. идеи В. раз­де­лял М. В. Ло­мо­но­сов, ко­то­рый был в чис­ле слу­ша­те­лей его лек­ций в Мар­бур­ге. По­сле­до­ва­те­ля­ми воль­фи­ан­ст­ва в Рос­сии бы­ли А. Т. Бо­ло­тов, Д. С. Анич­ков, Д. Н. Синь­ков­ский, А. М. Брян­цев и др.

Ха­рак­тер­ное для воль­фи­ан­цев вы­дви­же­ние на пер­вый план про­све­тит. и нрав­ст­вен­но-вос­пи­тат. за­дач со­про­во­ж­да­лось ут­ра­той тео­ре­тич. ос­но­ва­тель­но­сти ме­та­фи­зи­ки В., по­сте­пен­ным пре­вра­ще­ни­ем её в по­верх­но­ст­ную рас­су­доч­но-на­зи­да­тель­ную фи­ло­со­фию. Сво­его апо­гея этот про­цесс дос­тиг в т. н. «по­пу­ляр­ной фи­ло­со­фии» позд­них нем. про­све­ти­те­лей, воз­ник­но­ве­ние ко­то­рой за­вер­ши­ло про­цесс упад­ка и раз­ло­же­ния воль­фов­ской шко­лы.

Соч.: Mathematisches Lexikon. Lpz., 1716; Phi­losophia prima, sive ontologia. Lipsiae, 1736; Во­лфи­ян­ская экс­пе­ри­мен­таль­ная фи­зи­ка… / Пер. М. Ло­мо­но­со­ва. 2-е изд. СПб., 1760; Ра­зум­ные мыс­ли о си­лах че­ло­ве­че­ско­го ра­зума и их ис­прав­ном упот­реб­ле­нии в по­зна­нии прав­ды. СПб., 1765; Gesammelte Werke. Abt. I. Deutsche Schriften. Abt. II. Lateinische Schrif­ten / Hrsg. von H. W. Arndt u. a. Hil­desheim u. a., 1962–1973.

Лит.: Chr. Wolff als Philosoph der Aufklärung in Deutschland. Halle; Wittenberg, 1980; Chr. Wolff 1679–1754. Interpretationen zu seiner Philosophie und deren Wirkung. Hamb., 1983; Жуч­ков В. А. Не­мец­кая фи­ло­со­фия эпо­хи ран­не­го Про­све­ще­ния. М., 1989; он же. Из ис­то­рии не­мец­кой фи­ло­со­фии XVIII в. М., 1996; Die Philosophie der deutschen Auf­klä­rung. Texte und Darstellungen. Stuttg., 1990; Х. Вольф и рус­ское воль­фи­ан­ст­во // Фи­ло­соф­ский век. Аль­ма­нах. СПб., 1998. Вып. 3; Х. Вольф и фи­ло­со­фия в Рос­сии. СПб., 2001 (библ.).

Вернуться к началу