Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕ́И

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 31

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Васильев

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕ́И (лат. ideae innatae), од­но из важ­ней­ших эпи­сте­мо­ло­гич. по­ня­тий ев­роп. фи­ло­со­фии. Воз­ник­но­ве­ние про­бле­мы вро­ж­дён­но­го зна­ния свя­за­но с тео­ри­ей идей Пла­то­на и кри­ти­кой её Ари­сто­те­лем. Вро­ж­дён­ны­ми Пла­тон счи­тал та­кие кон­цеп­ты, ко­то­рые по­па­да­ют в ду­шу не в ре­зуль­та­те чув­ст­вен­ных воз­дей­ст­вий, а вслед­ст­вие её со­при­кос­но­ве­ния с ми­ром чис­тых сущ­но­стей. Это со­зер­ца­ние «ум­но­го» ми­ра за­бы­то ду­шой, и по­это­му осоз­на­ние идей тре­бу­ет ин­тен­сив­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, ори­ен­ти­ра­ми и по­мощ­ни­ка­ми в ко­то­рой слу­жат чув­ст­вен­ные ве­щи и об­ра­зы, по­хо­жие на при­по­ми­нае­мые идеи. В уче­нии Пла­то­на вы­де­ля­ет­ся неск. важ­ней­ших ас­пек­тов об­ще­ев­ро­пей­ской па­ра­диг­мы вро­ж­дён­но­го зна­ния: 1) В. и. не за­ви­сят от чувств и опы­та, про­ни­кая в ду­шу в ре­зуль­та­те со­дей­ст­вия бо­лее вы­со­ких бы­тий­ных ин­стан­ций; 2) они вы­ра­жа­ют сущ­но­ст­ный ас­пект кон­крет­ных ве­щей или су­ще­го в це­лом и по­это­му са­ми име­ют ха­рак­тер об­щих пред­став­ле­ний и прин­ци­пов; 3) они при­су­щи лю­бому че­ло­ве­ку, т. е. «че­ло­ве­че­ской при­ро­де» как та­ко­вой; 4) они не ле­жат на по­верх­но­сти ду­ши, но долж­ны быть из­вле­че­ны из её глу­бин и ак­туа­ли­зи­ро­ва­ны; 5) ве­щи со­об­ра­зу­ют­ся с В. и. вслед­ст­вие на­ли­чия у тех и дру­гих об­щей бы­тий­ной ос­но­вы. Ка­ж­дый из этих те­зи­сов по­лу­чал са­мые раз­но­об­раз­ные тол­ко­ва­ния в хо­де по­сле­дую­щих бо­лее чем двух­ты­ся­че­лет­них дис­кус­сий. Так, фи­ло­со­фы позд­ней ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние изу­че­нию пу­тей бо­же­ст­вен­но­го све­та, оза­ряю­ще­го наш ум и вы­све­чи­ваю­ще­го в нём вро­ж­дён­ные ис­ти­ны (Пло­тин, Ав­гу­стин, Бо­на­вен­ту­ра). Тща­тель­но­му ис­сле­до­ва­нию под­вер­гал­ся и во­прос о ста­ту­се идей и об­щих по­ня­тий в ду­ше (Бо­эций, П. Абе­ляр, Ан­сельм Кен­тер­бе­рий­ский, Фо­ма Ак­вин­ский, У. Ок­кам).

В ме­та­фи­зи­ке Но­во­го вре­ме­ни те­ма вро­ж­дён­но­го зна­ния вы­дви­ну­лась на пер­вый план под влия­ни­ем фи­ло­со­фии Р. Де­кар­та. При­ни­мая схе­му со­тво­ре­ния В. и. Бо­гом (глав­ной из этих идей яв­ля­ет­ся идея са­мо­го Бо­га) и их не­за­ви­си­мость от опы­та и про­из­во­ла на­шей фан­та­зии, Де­карт в то же вре­мя ре­ши­тель­но ото­шёл от пла­то­нов­ской кон­цеп­ции зна­ния как при­по­ми­на­ния (анамне­cиса). Это бы­ло свя­за­но с его от­ри­ца­ни­ем су­ще­ст­во­ва­ния бес­соз­нат. пер­цеп­ций, в си­лу че­го В. и. про­сто не­от­ку­да из­вле­кать. Де­карт ин­тер­пре­ти­ру­ет В. и. как вро­ж­дён­ные спо­соб­но­сти мыс­лить то или иное кон­цеп­ту­аль­ное со­дер­жа­ние, как не­об­хо­ди­мые и все­об­щие ис­ти­ны ра­зу­ма.

Даль­ней­шее раз­ви­тие про­бле­мы В. и. по су­ще­ст­ву про­дол­жа­ло кар­те­зи­ан­скую ли­нию (сбли­же­ние вро­ж­дён­но­го с «внут­рен­ним» и ори­ен­та­ция на вро­ж­дён­ные спо­соб­но­сти). Од­ним из яр­ких при­ме­ров та­ко­го ро­да яв­ля­ет­ся кан­тов­ская кон­цеп­ция ап­ри­ор­ных по­ня­тий и зна­ния в це­лом. И. Кант ут­вер­жда­ет, что ап­ри­ор­ные по­ня­тия чис­то­го рас­суд­ка (напр., ка­те­го­рии при­чи­ны, суб­стан­ции и т. п.) не вро­ж­дён­ны, но при­об­ре­те­ны в ре­зуль­та­те ини­ции­ро­ван­ной опы­том реф­лек­сии над за­ко­на­ми мыш­ле­ния, ко­то­рые, в свою оче­редь, вро­ж­дён­ны. С кри­ти­кой тео­рии В. и. вы­сту­па­ли Дж. Локк и в осо­бен­но­сти Э. Б. де Кон­диль­як, пы­тав­ший­ся де­таль­но по­ка­зать опыт­ное про­ис­хо­ж­де­ние не толь­ко идей, но и спо­соб­но­стей мыш­ле­ния. Про­бле­ма В. и. те­ря­ет свою ос­мыс­лен­ность у Г. В. Лейб­ни­ца: его замк­ну­тым мо­на­дам вро­ж­дён­ны аб­со­лют­но все их пер­цеп­ции.

В но­вей­шей фи­ло­со­фии идея вро­ж­дён­ных спо­соб­но­стей по­лу­ча­ет, как пра­ви­ло, фи­зио­ло­ги­че­скую (В. и. – био­логи­че­ски унас­ле­до­ван­ные ме­ха­низ­мы функ­цио­ни­ро­ва­ния нерв­ной сис­те­мы) или пси­хо­ло­ги­че­скую (ото­жде­ст­в­ле­ние вро­ж­дён­но­го зна­ния с ин­стинк­та­ми и дис­по­зи­ция­ми ду­ши) ин­тер­пре­та­цию. По­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся так­же «ком­пь­ю­тер­ная ме­тафо­ра»: В. и. – ана­ло­ги ин­фор­ма­ции, за­пи­сан­ной, напр., на жё­ст­ком дис­ке ком­пь­ю­те­ра. При по­мо­щи ги­по­те­зы вро­ж­дён­ных кон­цеп­ту­аль­ных струк­тур объ­яс­ня­ет­ся воз­мож­ность язы­ко­вой прак­ти­ки (Н. Хом­ский).

Вернуться к началу