ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕ́И
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕ́И (лат. ideae innatae), одно из важнейших эпистемологич. понятий европ. философии. Возникновение проблемы врождённого знания связано с теорией идей Платона и критикой её Аристотелем. Врождёнными Платон считал такие концепты, которые попадают в душу не в результате чувственных воздействий, а вследствие её соприкосновения с миром чистых сущностей. Это созерцание «умного» мира забыто душой, и поэтому осознание идей требует интенсивной интеллектуальной деятельности, ориентирами и помощниками в которой служат чувственные вещи и образы, похожие на припоминаемые идеи. В учении Платона выделяется неск. важнейших аспектов общеевропейской парадигмы врождённого знания: 1) В. и. не зависят от чувств и опыта, проникая в душу в результате содействия более высоких бытийных инстанций; 2) они выражают сущностный аспект конкретных вещей или сущего в целом и поэтому сами имеют характер общих представлений и принципов; 3) они присущи любому человеку, т. е. «человеческой природе» как таковой; 4) они не лежат на поверхности души, но должны быть извлечены из её глубин и актуализированы; 5) вещи сообразуются с В. и. вследствие наличия у тех и других общей бытийной основы. Каждый из этих тезисов получал самые разнообразные толкования в ходе последующих более чем двухтысячелетних дискуссий. Так, философы поздней античности и Средневековья уделяли особое внимание изучению путей божественного света, озаряющего наш ум и высвечивающего в нём врождённые истины (Плотин, Августин, Бонавентура). Тщательному исследованию подвергался и вопрос о статусе идей и общих понятий в душе (Боэций, П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, У. Оккам).
В метафизике Нового времени тема врождённого знания выдвинулась на первый план под влиянием философии Р. Декарта. Принимая схему сотворения В. и. Богом (главной из этих идей является идея самого Бога) и их независимость от опыта и произвола нашей фантазии, Декарт в то же время решительно отошёл от платоновской концепции знания как припоминания (анамнеcиса). Это было связано с его отрицанием существования бессознат. перцепций, в силу чего В. и. просто неоткуда извлекать. Декарт интерпретирует В. и. как врождённые способности мыслить то или иное концептуальное содержание, как необходимые и всеобщие истины разума.
Дальнейшее развитие проблемы В. и. по существу продолжало картезианскую линию (сближение врождённого с «внутренним» и ориентация на врождённые способности). Одним из ярких примеров такого рода является кантовская концепция априорных понятий и знания в целом. И. Кант утверждает, что априорные понятия чистого рассудка (напр., категории причины, субстанции и т. п.) не врождённы, но приобретены в результате инициированной опытом рефлексии над законами мышления, которые, в свою очередь, врождённы. С критикой теории В. и. выступали Дж. Локк и в особенности Э. Б. де Кондильяк, пытавшийся детально показать опытное происхождение не только идей, но и способностей мышления. Проблема В. и. теряет свою осмысленность у Г. В. Лейбница: его замкнутым монадам врождённы абсолютно все их перцепции.
В новейшей философии идея врождённых способностей получает, как правило, физиологическую (В. и. – биологически унаследованные механизмы функционирования нервной системы) или психологическую (отождествление врождённого знания с инстинктами и диспозициями души) интерпретацию. Популярностью пользуется также «компьютерная метафора»: В. и. – аналоги информации, записанной, напр., на жёстком диске компьютера. При помощи гипотезы врождённых концептуальных структур объясняется возможность языковой практики (Н. Хомский).