Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНА́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 710

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОНА́ДА (от греч. μονάς , род. п. μονάδος  – еди­ни­ца, еди­ное), по­ня­тие, ис­поль­зуе­мое в ря­де фи­лос. сис­тем для обо­зна­че­ния кон­сти­ту­тив­ных эле­мен­тов бы­тия. В ан­тич­ной фи­ло­со­фии это по­ня­тие в ка­че­ст­ве ис­ход­но­го ми­ро­объ­яс­няю­ще­го прин­ци­па един­ст­ва, ста­биль­но­сти и фор­мы (в про­ти­во­по­лож­ность диа­де как прин­ци­пу не­оформ­лен­но­сти, мно­же­ст­ва и ма­те­ри­аль­ной те­ку­че­сти) сло­жи­лось на ос­но­ве идей пи­фа­го­ре­из­ма в пла­то­нов­ской Древ­ней Ака­де­мии Афин­ской. В фи­ло­со­фию Но­во­го вре­ме­ни по­ня­тие М. во­шло в пан­теи­стич. ин­тер­пре­та­ции Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го и Дж. Бру­но. У Бру­но М. от­ра­жа­ют бес­ко­неч­ную Все­лен­ную в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом един­ст­ва мик­ро­кос­мо­са и мак­ро­кос­мо­са. В 17 в. по­ня­тие М. иг­ра­ет су­ще­ст­вен­ную роль в фи­ло­со­фии Ф. Суа­ре­са, Г. Мо­ра, оно ста­но­вит­ся клю­че­вым по­ня­ти­ем всей фи­лос. сис­те­мы у Г. В. Лейб­ни­ца, соз­дав­ше­го спец. уче­ние о М. – мо­на­до­ло­гию. По­сле Лейб­ни­ца по­ня­тие М. раз­ра­ба­ты­ва­лось в ду­хе идеа­ли­стич. ра­цио­на­лиз­ма шко­лой Х. Воль­фа. В 19 в. идеи мо­на­до­ло­гии име­ли от­звук в воз­зре­ни­ях И. Ф. Гер­бар­та, Р. Г. Лот­це и др., в 20 в.– в фи­ло­со­фии Э. Гус­сер­ля и А. Н. Уайт­хе­да. Мо­на­до­ло­гич. под­ход лёг в ос­но­ву фи­лос. взгля­дов ря­да пред­ста­ви­те­лей пер­со­на­лиз­ма (Ш. Ре­ну­вье, Дж. Э. Мак-Таг­гарт и др.).

Лит.: Gramer W. Die Monade. Das philoso­phische Problem von Ursprung. Stuttg., 1954; Heimsoeth H. Atom, Seele, Mоnade. Wiesba­den, 1960; Paci E. Il problema della monado­lo­gia da Leibniz a Husserl. Mil., 1978.

Вернуться к началу