СУА́РЕС ФРАНСИСКО
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУА́РЕС (Suarez) Франсиско (5.1.1548, Гранада – 25.9.1617, Лиссабон), исп. философ и богослов, представитель второй схоластики.
Родился в богатой и влиятельной семье. С 1561 изучал право в Ун-те Саламанки, в 1564 вступил в орден иезуитов. Окончив ун-т в 1570, преподавал философию, затем теологию в Сеговии, Вальядолиде и др. городах Испании. В 1581–85 работал в Рим. коллегиуме. По возвращении в Испанию начал публиковать свои многочисл. труды по теологии и стал одним из самых авторитетных теологов католич. мира. С 1597 возглавлял кафедру теологии в Коимбрском ун-те. Автор трёх обширных филос. трудов – «Метафизических рассуждений» («Disputationes metaphysicae», 1597), «О законах» («De legibus», 1612) и незаконченного трактата «О душе» («De anima», 1621).
Преодолев зависимость от аристотелевской «Метафизики», С. создал оригинальный систематич. труд по «первой философии». Адекватным предметом метафизики С. считает «реальное сущее (ens) как таковое», понятое в качестве действительной или возможной сущности, не заключающей в себе никакого внутр. противоречия (и тем самым отличной от чистых порождений ума – фиктивных сущностей, не способных к реальному бытию, вроде сущности кентавра), и взятое в отвлечении от любых его частных родов и видов. Это предельно широкое понятие реального сущего приложимо как к творениям, так и к бытию Бога, выступающего в качестве «преимущественного» объекта метафизики. Тремя трансцендентальными атрибутами сущего, возвышающимися над его категориальными разделениями (категориями количества, качества, места и т. д.), являются единое, истинное и благое (unum, verum, bonum). Эти трансцендеталии характеризуют само сущее в аспектах его тождества с самим собой (единое), его познаваемости (истинное), его внутр. достоинства (благое).
Индивидуальное бытие всякой вещи определяется природой каждого конкретного сущего. Реально существуют только единичные, индивидуальные вещи. Отличие универсалий от единичных вещей имеет место только в разуме, и основанием этого отличия, укоренённым в реальном бытии сущих, служит их взаимное сходство. Исследуя причинность как таковую, С. отличает собственно причины от начал (principia), которые совпадают с причинностью только в мире материальных вещей, но не в Боге и не в мире духовных сущих. Первичной – отдалённой – причиной бытия сущего является Бог, однако естественные, или вторичные, причины не являются простыми орудиями Божественной воли, порождая реальные следствия без к.-л. добавочного действия со стороны Бога. Первичное разделение сущего на бесконечное и конечное определяет два разных модуса бытия: Бог как чистая безмерность лишён к.-л. различий, в т. ч. разделения на субстанцию и акциденции, характерного для конечного бытия.
Философия права и политич. теория С. базируются на учении Фомы Аквинского, однако по своей масштабности и глубине превосходят всё, что было создано в средние века. С. последовательно рассматривает виды права: божественное, естественное, позитивное человеческое право, междунар. право (ius gentium). Государство и политич. власть, по мысли С., суть естественные установления, необходимые для нормальной жизни людей. Но конкретные формы гос. устройства и правления не предписываются естеств. правом, а в каждом конкретном случае устанавливаются людьми. Каждое политич. сообщество возникает на основании обществ. договора, а источником гражд. власти прямо или косвенно выступает народ, передающий правителям властные полномочия. Наилучшей формой правления С. считал монархию, проводя при этом чёткое различение между монархией и тиранией и признавая право народа на сопротивление не только незаконному узурпатору власти, но и законному монарху, если его правление оказывалось губительным для страны.
«Метафизические рассуждения» выдержали множество переизданий, став нормативным учебником в университетах не только католич. стран, но и протестантской Германии (С. был назван «папой и князем всех метафизиков»). С. задал модель филос. курса (трактата), которая стала общепринятой в следующие полтора столетия. Своими правовыми и политич. идеями С. оказал громадное воздействие на современников, став посредником между Средневековьем и Новым временем.