ГЕ́РБАРТ ХЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́РБАРТ, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург – 14.8.1841, Гёттинген), нем. философ и педагог. Учился в Йенском ун-те (1794–97), где слушал лекции И. Г. Фихте. В 1802–1808 преподавал философию и педагогику в Гёттингенском ун-те, в 1809–33 проф. Кёнигсбергского ун-та, с 1833 вновь в Гёттингене. Рано сложившаяся философия Г. («Основные моменты метафизики и логики» – «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей И. Канта в направлении филос. реализма с включением мн. элементов философии Г. В. Лейбница и элейской школы. Осн. филос. сочинение Г. – «Общая метафизика с началами философского учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfängen der philosophischen Naturlehre», Bd 1–2, 1828–29).
В центре метафизики Г. – понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Г. приходит к понятию «реала» как конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Г. В. Лейбница). Мир, данный нам в ощущениях, – видимость, которая указывает, однако, на подлинное бытие; «вещь» – комплекс признаков, каждому из которых соответствует простая сущность; каждая такая простая сущность («реал») абсолютно неподвижна, непространственна, сущности не взаимодействуют друг с другом. Напротив, изменения, как и противоречия, присущи лишь миру видимости и нуждаются в объяснении. Явленная «вещь» – это более или менее постоянная связь (Г. называет эту часть метафизики синехологией, от греч. συνέχεια – связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Г. – это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в математике. Среди моментов, сближающих философию Г. с позитивизмом 19 в. и решительно разделяющих его с диалектикой нем. классич. идеализма, – определённая математизация философии на фоне характерного для Г. сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённого умозрения.
В психологии Г. чутко реагировал на изменившееся восприятие личности в 19 в. (беспрестанно «льющееся» чувство – в противовес неподвижным и строго рубрицируемым «аффектам») и подверг критич. рассмотрению понятия «души» (понимаемой как «простая реальная сущность») и «я». Математизация имеет место и в психологии: Г. рассчитывает абстрактные формулы, согласно которым в единстве сознания сосуществуют и борются разл. представления (конфликт их может приводить к «торможению» одних представлений другими, «вытеснению» в бессознательное и т. п.).
Философия Г. не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию филос. реализма и в сер. 19 в. стала офиц. университетской системой философии, обязательной для преподавания. Г. оказал большое влияние на философию Э. Маха и др. представителей новейшего позитивизма. В Австрии во 2-й пол. 19 в. получили развитие и эстетич. идеи Г. (Р. Циммерман, О. Гостинский).
Значит. историч. роль сыграла педагогика Г., в которой он выступал как продолжатель и систематизатор И. Песталоцци («Всеобщая педагогика» – «Allgemeine Pädagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet», 1806). Цель воспитания, по Г., – «свободная, нравственная личность», осн. путями достижения этой цели Г. считал управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), обучение и нравств. воспитание. В европ. педагогике 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. большой популярностью пользовалось учение Г. о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).