«ВЕЩЬ В СЕБЕ́»
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ВЕЩЬ В СЕБЕ́», вещь сама по себе (нем. Ding an sich, Ding an sich selbst), одно из центр. понятий философии И. Канта, означающее вещь со стороны тех её свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфич. условий (притом что они вполне могут зависеть от условий божественного созерцания). Термин имел достаточно широкое хождение и до Канта, в т. ч. в школе Х. Вольфа. Понятие о «В. в с.» возникает у Канта как коррелят понятия явления: если предметы опыта в их пространственно-временной форме существуют только в человеческом восприятии, то одновременно мыслится нечто, что сохраняет своё бытие и помимо восприятия, т. е. понятие «В. в с.» (ноумен). Тезис о непознаваемости «В. в с.» выдвигается Кантом в «критический период» его философии в связи с исследованием априорного синтетич. познания, которое возможно лишь в том случае, когда человеческие понятия содержат в себе условия возможности тех или иных предметов. Вещи сами по себе не могут быть такими предметами (наш рассудок – не божественен), так что их априорное познание невозможно. Но и в опыте «В. в с.» нам не даны, все истинные утверждения о них (кроме, возможно, тезиса об их бытии и о том, что они лежат в основании явлений) на деле оказываются отрицаниями: они вне пространства, вне времени и т. д.
В понятии «В. в с.» Ф. Г. Якоби видел гл. противоречие кантовской философии. И. Г. Фихте трансформировал «В. в с.» в приходящий извне импульс, задерживающий деятельность человеческого «я». Г. В. Ф. Гегель считал это понятие ярким образцом ограниченного «рассудочного» мышления, которое должно быть преодолено спекулятивной диалектикой. В совр. филос. лит-ре понятие «В. в с.» иногда трактуется как синоним бихевиористской метафоры «чёрного ящика», часто используемой для характеристики скрытых психич. механизмов.