Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ВЕЩЬ В СЕБЕ́»

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Васильев

«ВЕЩЬ В СЕБЕ́», вещь са­ма по се­бе (нем. Ding an sich, Ding an sich selbst), од­но из центр. по­ня­тий фи­ло­со­фии И. Кан­та, оз­на­чаю­щее вещь со сто­ро­ны тех её свойств, ко­то­рые не за­ви­сят от че­ло­ве­че­ско­го вос­при­ятия и его спе­ци­фич. ус­ло­вий (при­том что они впол­не мо­гут за­ви­сеть от ус­ло­вий бо­же­ст­вен­но­го со­зер­ца­ния). Тер­мин имел дос­та­точ­но ши­ро­кое хо­ж­де­ние и до Кан­та, в т. ч. в шко­ле Х. Воль­фа. По­ня­тие о «В. в с.» воз­ни­ка­ет у Кан­та как кор­ре­лят по­ня­тия яв­ле­ния: ес­ли пред­ме­ты опы­та в их про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной фор­ме су­ще­ст­ву­ют толь­ко в че­ло­ве­че­ском вос­при­ятии, то од­но­вре­мен­но мыс­лит­ся не­что, что со­хра­ня­ет своё бы­тие и по­ми­мо вос­при­ятия, т. е. по­ня­тие «В. в с.» (но­умен). Те­зис о не­по­зна­вае­мо­сти «В. в с.» вы­дви­га­ет­ся Кан­том в «кри­ти­че­ский пе­риод» его фи­ло­со­фии в свя­зи с ис­сле­до­ва­ни­ем ап­ри­ор­но­го син­те­тич. по­зна­ния, ко­то­рое воз­мож­но лишь в том слу­чае, ко­гда че­ло­ве­че­ские по­ня­тия со­дер­жат в се­бе ус­ло­вия воз­мож­но­сти тех или иных пред­ме­тов. Ве­щи са­ми по се­бе не мо­гут быть та­ки­ми пред­ме­та­ми (наш рас­су­док – не бо­же­ст­ве­нен), так что их ап­риор­ное по­зна­ние не­воз­мож­но. Но и в опы­те «В. в с.» нам не да­ны, все ис­тин­ные ут­вер­жде­ния о них (кро­ме, воз­мож­но, те­зи­са об их бы­тии и о том, что они ле­жат в ос­но­ва­нии яв­ле­ний) на де­ле ока­зы­ва­ют­ся от­ри­ца­ния­ми: они вне про­стран­ст­ва, вне вре­ме­ни и т. д.

В по­ня­тии «В. в с.» Ф. Г. Яко­би ви­дел гл. про­ти­во­ре­чие кан­тов­ской фи­ло­со­фии. И. Г. Фих­те транс­фор­ми­ро­вал «В. в с.» в при­хо­дя­щий из­вне им­пульс, за­дер­жи­ваю­щий дея­тель­ность че­ло­ве­че­ско­го «я». Г. В. Ф. Ге­гель счи­тал это по­ня­тие яр­ким об­раз­цом ог­ра­ни­чен­но­го «рас­су­доч­но­го» мыш­ле­ния, ко­то­рое долж­но быть пре­одо­ле­но спе­ку­ля­тив­ной диа­лек­ти­кой. В совр. фи­лос. лит-ре по­ня­тие «В. в с.» ино­гда трак­ту­ет­ся как си­но­ним би­хе­вио­ри­ст­ской ме­та­фо­ры «чёр­но­го ящи­ка», час­то ис­поль­зуе­мой для ха­рак­те­ри­сти­ки скры­тых пси­хич. ме­ха­низ­мов.

Вернуться к началу