Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 298

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ЭЛЕ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА (элеа­ты), др.-греч. фи­ло­соф­ская шко­ла (1-я пол. 5 в. до н. э.), воз­ник­шая в г. Элея (на бе­ре­гу обл. Чи­лен­то в Юж. Ита­лии). Со­глас­но ан­тич­ной тра­ди­ции (Пла­тон, Ари­сто­тель, эл­ли­ни­стич. и рим. ис­то­ри­ки фи­ло­со­фии), ос­но­ва­те­лем Э. ш. был Ксе­но­фан; осн. пред­ста­ви­те­ли – Пар­ме­нид и Зе­нон Элей­ский, за пре­де­ла­ми Элеи – Ме­лисс Са­мос­ский. Пла­тон в «Со­фис­те» (242cd) го­во­рит об «элей­ском пле­ме­ни» фи­ло­со­фов, «на­чав­шем­ся с Ксе­но­фа­на и да­же рань­ше» (здесь Пла­тон имел в ви­ду тра­ди­цию идеа­ли­стич. ме­та­фи­зи­ки, вос­хо­дя­щую к Пи­фа­го­ру). Гл. те­зи­сом Э. ш., по Пла­то­ну, бы­ло уче­ние о все­един­ст­ве, ут­вер­жде­ние, что «всё есть од­но» и что это од­но не­под­виж­но и не­из­мен­но. Элеа­там Пла­тон про­ти­во­пос­тав­лял сто­рон­ни­ков тео­рии все­об­ще­го из­ме­не­ния («те­че­ния») всех ве­щей, к ко­то­рым он от­но­сил Ге­рак­ли­та и всех ио­ний­цев.

Э. ш. мож­но рас­смат­ри­вать как от­ветв­ле­ние пи­фа­го­ре­из­ма. Учи­те­лем Пар­ме­ни­да был пи­фа­го­ре­ец Ами­ний, «скло­нив­ший его к без­мол­вию», т. е. к со­зер­ца­тель­ной жиз­ни пи­фа­го­рей­ца. В ис­точ­ни­ках (Стра­бон, Ямв­лих) есть ука­за­ния на то, что Пар­ме­нид и Зе­нон бы­ли чле­на­ми пи­фа­го­рей­ско­го сою­за. Апол­ло­ни­че­ский об­раз Ку­ро­са в по­эме Пар­ме­ни­да на­по­ми­на­ет ле­ген­ду о Пи­фа­го­ре как ин­кар­на­ции Апол­ло­на Ги­пер­бо­рей­ско­го, ум­ную сфе­ру бы­тия в 1-й час­ти по­эмы дер­жит в «око­вах Пре­де­ла» Прав­да – ал­лю­зия на клю­че­вое по­ня­тие «пре­де­ла» как ме­та­фи­зич. на­ча­ла, соот­но­си­мо­го с доб­ром, в пи­фа­го­рей­ской таб­ли­це про­ти­во­по­лож­ных на­чал. Ори­ги­наль­ность пред­ста­ви­телей Э. ш. по срав­не­нию с тра­диц. пи­фа­го­ре­из­мом за­клю­ча­лась в том, что те­зис Пи­фа­го­ра о ду­хов­ной при­ро­де ми­ра они до­ка­зы­ва­ли с по­мо­щью ло­гич. де­дук­ции, без ссы­лок на ма­те­ма­ти­ку и эзо­те­ри­че­скую ариф­мо­ло­гию, а в уче­нии о пер­во­на­ча­лах они от­ка­за­лись от дуа­лиз­ма. Пар­ме­нид раз­вил пер­вую из­вест­ную нам из ан­тич­ной фи­ло­со­фии сис­те­му ра­ди­каль­но­го мо­ни­стич. идеа­лиз­ма («соз­на­ние и бы­тие то­ж­де­ст­вен­ны», фраг­мент B 3), то­гда как Пла­тон в це­лом ос­та­вал­ся дуа­ли­стом (в «Ти­мее» бог и ма­те­рия со­су­ще­ст­ву­ют из­на­чаль­но). Влия­ние кон­цеп­ции Пар­ме­ни­да ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся Пла­то­ном и тра­ди­ци­ей пла­то­низ­ма, др. фи­лос. шко­лы по­ле­ми­зи­ро­ва­ли с ней (Ари­сто­тель), иг­но­ри­ро­ва­ли её (стои­ки) или от­кры­то вы­смеи­ва­ли (эпи­ку­ре­ец Ко­лот). Па­ра­док­сы Зе­но­на сти­му­ли­ро­ва­ли раз­ви­тие ло­ги­ки и диа­лек­ти­ки.

Вернуться к началу