ЭЛЕ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЕ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА (элеаты), др.-греч. философская школа (1-я пол. 5 в. до н. э.), возникшая в г. Элея (на берегу обл. Чиленто в Юж. Италии). Согласно античной традиции (Платон, Аристотель, эллинистич. и рим. историки философии), основателем Э. ш. был Ксенофан; осн. представители – Парменид и Зенон Элейский, за пределами Элеи – Мелисс Самосский. Платон в «Софисте» (242cd) говорит об «элейском племени» философов, «начавшемся с Ксенофана и даже раньше» (здесь Платон имел в виду традицию идеалистич. метафизики, восходящую к Пифагору). Гл. тезисом Э. ш., по Платону, было учение о всеединстве, утверждение, что «всё есть одно» и что это одно неподвижно и неизменно. Элеатам Платон противопоставлял сторонников теории всеобщего изменения («течения») всех вещей, к которым он относил Гераклита и всех ионийцев.
Э. ш. можно рассматривать как ответвление пифагореизма. Учителем Парменида был пифагореец Аминий, «склонивший его к безмолвию», т. е. к созерцательной жизни пифагорейца. В источниках (Страбон, Ямвлих) есть указания на то, что Парменид и Зенон были членами пифагорейского союза. Аполлонический образ Куроса в поэме Парменида напоминает легенду о Пифагоре как инкарнации Аполлона Гиперборейского, умную сферу бытия в 1-й части поэмы держит в «оковах Предела» Правда – аллюзия на ключевое понятие «предела» как метафизич. начала, соотносимого с добром, в пифагорейской таблице противоположных начал. Оригинальность представителей Э. ш. по сравнению с традиц. пифагореизмом заключалась в том, что тезис Пифагора о духовной природе мира они доказывали с помощью логич. дедукции, без ссылок на математику и эзотерическую арифмологию, а в учении о первоначалах они отказались от дуализма. Парменид развил первую известную нам из античной философии систему радикального монистич. идеализма («сознание и бытие тождественны», фрагмент B 3), тогда как Платон в целом оставался дуалистом (в «Тимее» бог и материя сосуществуют изначально). Влияние концепции Парменида ограничивается Платоном и традицией платонизма, др. филос. школы полемизировали с ней (Аристотель), игнорировали её (стоики) или открыто высмеивали (эпикуреец Колот). Парадоксы Зенона стимулировали развитие логики и диалектики.